ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Святые дня: И мы, христиане, причастники сего Царствия…

12 / 25 мая совершается празднование священномученику Петру Попову, пресвитеру Романово-Борисоглебскому (†1937)

Священномученик Петр (Петр Алексеевич Попов) родился в январе 1895 года в селе Никольское-на-Корзле Даниловского уезда Ярославской губернии. Его отец, Алексий Михайлович Попов, служивший диаконом в церкви этого села, в 1898 году был рукоположен в сан иерея и переведен в Казанскую церковь села Помогалово Романово-Борисоглебского уезда. Трое его сыновей стали священнослужителями. Петр закончил Ярославскую духовную семинарию в 1918 году и три года работал школьным учителем в селе Савинское.


Петр Алексеевич Попов

После смерти отца, в 1921 году, он был рукоположен во иерея к церкви Святой Троицы села Здоровцево Романово-Борисоглебского уезда. Когда храм в селе Здоровцеве закрыли, священник переехал с семьей в родительский дом в село Помогалово и служил на месте своего отца. Единомышленником и сотаинником отца Петра был священник Троицкой, что на погосте, церкви города Романова-Борисоглебска Надеинский Владимир Фавстович († после 1937 г.). Священники взаимно друг у друга исповедовались.
В течение десяти лет отец Петр был добрым пастырем для своих прихожан, укреплял их в вере, терпении и надежде на Бога. Он говорил, что в жизни каждого человека наступает момент, когда необходимо решиться взять свой крест и идти за Христом.Сам однажды твердо став на этот исповеднический путь, отец Петр никогда ни на шаг не отступил от него. Он имел дар проповедника и, несмотря на гонения, по заповеди Христа, нес людям живое Слово Божие, словом и примером учил их вере.


Казанская церковь, село Помогалово. Не сохранилась

На следствии староста храма села Здоровцево показал, что не было ни одной службы, на которой отец Петр не говорил бы проповедь, и каждая проповедь длилась не менее получаса. Он находился в переписке со ссыльными священнослужителями: своим братом священником Павлом Алексеевичем Поповым и тестем отцом Александром Новоденским, оказывал им материальную помощь. После 1927 года не сочувствовал Декларации митрополита Сергия (Страгородского).


Церковь Живоначальной Троицы в селе Здоровцево, 2014 г.

13 апреля 1931 года отец Петр был арестован по обвинению в «систематической антисоветской агитации, направленной на срыв мероприятий советской власти на селе» и сослан на три года в Казахстан. После освобождения, с мая 1934 года, служил в Вознесенской церкви села Вознесение-на-Урдоме Тутаевского района (город Романово-Борисоглебск был переименован в Тутаев). Он сблизился со священнослужителями города Тутаева и окрестных приходов, многие из которых прошли ссылки и заключение. Сам испытав горечь изгнания, горячо молился о гонимых братьях и сестрах во Христе.
Священник убеждал своих прихожан не бросать свой крест, не отрекаться от Христа, не бояться исповедовать веру в Него перед людьми. В большие праздники, как это было принято в прежние времена, отец Петр ходил по приходу, посещал прихожан и служил в их домах молебны, призывая на них благословение Божие. По своим убеждениям он был твердым последователем святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, противником обновленчества и идеи лояльности Церкви к религиозной политике советской власти.


Церковь Вознесения, бывший Вознесенский погост, фото 2011 г.

31 июня 1936 года отец Петр был вновь арестован Тутаевским РО НКВД. Гонители не скрывали, что преследуют его за веру Христову. Священника обвинили в произнесении проповедей, в коих ими было усмотрено «двусмысленное содержание антисоветской направленности», в молениях о заключенных, в хождении по деревням с молебнами. На лукавые вопросы следователя священник отвечал спокойно и прямодушно, ясно свидетельствуя о своей вере: «Я допускал в своих проповедях, что служение земным благам является для человека вредным... Такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии, я не признаю. Это удаление от Бога, разврат, гордость людей мира сего, отсюда и все прочее: воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не с советской властью».
9 декабря 1936 года священник был приговорен к трем годам заключения в лагере. Он был направлен в Мариинские лагеря Кемеровской области (Сиблаг), где скончался в Орлово-Розовском особом лагерном пункте 25 мая 1937 года. Отцу Петру было в то время 42 года. По нашим временам, можно сказать о нем с ветхозаветным Мудрецом: "Скончався вмале, исполни лета долга, угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия..." (Прем. 4, 13‒14).



Священномученик Петр Попов был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской Архиерейский Собором в августе 2000 года.
Тропарь сщмч. Петру, глас 4
(поется в храмах Романово-Борисоглебского благочиния)
В годину тяжкую не имевый части с безбожными / и пребывый в гонениих лютых даже до смерти, / умолял еси духовных чад своих, / не оставивше Креста, последовати за Господом, / священномучениче Петре. / И ныне моли Христа Бога / вразумити нас и помиловати души наша.

Сохранилось несколько проповедей, сказанных отцом Петром незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал. Помещаем их ниже.
«Господь наш Иисус Христос, ходя по берегу моря Галилейского, увидал рыбарей Петра и Андрея, Иакова и Иоанна и позвал их следовать за Собою. Они тотчас оставили все и последовали за Ним. Отчего же так скоро и охотно они пошли?
Есть минуты, когда Бог посещает человеческое сердце, – и мысль орлиным полетом стремится в безграничное небо. В эти блаженные минуты человек сразу понимает всю суету обыденной будничной жизни и сразу всем своим существом познает и ощущает в себе Бога.
Такое действие обыкновенно оказывает слово Божие, «живое и действенное» (Евр. 4, 12). Это же слово и озарило души первых учеников Христа. Зажглись их сердца, и преобразились они сами и пошли за Господом. И мы знаем, что они с тех пор всю жизнь служили Господу и Его святому делу водворения Царства Божия в сердцах людей. В устах их зазвучала радостная Евангельская песнь. Простые, скромные галилейские рыбаки преобразились во властелинов душ и понесли всему миру радость. Действия Духа Божия, Духа благодати, неуловимые для обыкновенного человеческого наблюдения, они касаются самой глубины души, самых внутренних основ ее. Царство Божие не приходит приметным образом – это действия таинственные и состоят в пересоздании и оживотворении внутренней жизни человека. Со дня призвания Господом апостолов в их жизни началась весна. На них повеяло дыхание весны Святого Духа, оживляющее и благословляющее их внутреннюю жизнь. Прошедшее для них было ночью, а теперь наступил день, великий день вечной жизни. Что прежде звало и манило их к себе – семья, материальное обеспечение, сытое счастье – все это представлялось им теперь пустым сном и заменилось тесным и искренним общением со Христом Сыном Божиим. Все прежние цели жизни, которым они служили, исчезли для них. Это состояние апостолов превосходно выражено святым апостолом Павлом, который говорит: “Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор” (Фил. 3, 8). И святые апостолы, пользуясь вещественными благами мира, были как не пользующиеся и смотрели на них как на вещественное приложение, подаваемое от Господа, Который питает, греет и одевает все видимое царство мира сего, – тем более им, ищущим Царствия Божия и правды Его, по неложному обещанию Спасителя приложится все необходимое для поддержания их телесной жизни. Потом эта вера, надежда и любовь к Богу возросла и окрепла в них настолько, что они, облеченные силою свыше, благодатью Святого Духа, стали явственно и ощутительно чувствовать невидимые действия Святого Духа и стали мыслить и говорить, чувствовать и действовать, как Дух Божий давал им провещевать. И с тех пор водимые Духом Святым апостолы пронесли евангельскую весть по всей вселенной, и из принявших ее народов образовалось Царствие Божие на земле, или Святая Церковь Христова... И мы, христиане, причастники сего Царствия Божия, через Таинство Крещения введенные в Церковь Христову и получившие печать дара Духа Святого и теснейшим образом соединяющиеся со Христом в святейшем Таинстве Тела и Крови Христовой и по примеру святых апостолов призванные следовать за Христом, должны словом и делом исполнять учение Христово и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего. А дела тьмы кому неизвестны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда и все прочее – воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее. Итак, возлюбленные о Господе, «блюдите себе како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии, ибо дни лукавы суть» (Еф. 5, 15-16). Да будет с вами Господь. Ему же честь и поклонение во веки веков. Аминь».
В Неделю Всех святых
«“Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф. 10, 32–33).
Эти слова ныне читанного Евангелия научают нас, что если кто в настоящей жизни признает Иисуса Христа пред людьми своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным признает того Своим учеником, и напротив, если кто в настоящей жизни пред людьми не признает Его своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным не признает того Своим учеником, отречется от него. Кто же это те, которые не признают Господа Иисуса Христа своим Господом и Искупителем, которые пред людьми отрекаются от Него?
Есть вольнодумцы, есть закоснелые и нераскаянные грешники, которые, хотя и называются христианами, но и мыслят не по-христиански, и беседуют не по христиански, и живут не по-христиански. По их рассуждениям и по их жизни видно, что они и словом и делом не исповедуют Христа своим Господом и Искупителем, видимым образом отрекаются от Него, отрекаются от следования Его Божественному учению. Кто отрекается от Христа и Его учения ради любви или угождения своим родным, тот не достоин именоваться учеником Христовым. “Кто любит отца или мать... сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” [Мф. 10, 37]. Итак, Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа и Его учение исполняли, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души. Скажешь, тяжело нести иго Христово? Да, нелегко оно – но для тех, кто не прибегает за помощью ко Христу и не укрепляет себя благодатными Таинствами Святой Церкви. Да, для тех не только тяжело, но и невозможно нести иго Христово, потому Господь и говорит: “кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф. 10, 38). Не тот хорошим считается кормчий, который в тихую погоду благополучно к намеченной пристани ведет свое судно, но тот, кто умеет им править в бурю и непогоду. Так и христианин: когда на него ополчается сатана через мир, во зле лежащий, устремляет свои умные очи на Христа и Его учение и следует в мыслях, словах и делах указанию Евангелия, укрепляет дух свой в молитве и Таинствах Святой Церкви, тогда он сам на опыте увидит, как сила Божия и в немощи совершается и иго Христово становится благом и бременем легким. Это иго Христово с верою и любовью и несли все святые, которые были подобные нам люди, которые были в этом мире, есть и будут и на суде Христовом станут судьями и обличителями тех, которые отреклись от Христа и Его учения. “Разве не знаете, – спрашивает апостол, – что святые будут судить мир?” (1 Кор. 6, 2). Тогда уже будет нечем отговариваться, что я не мог, – близкие и дальние, сатана увели меня от Христа».
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем святом Евангелии мы слышали слова, сказанные Господом: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне” (Мф. 6, 24).
Служение мамоне, то есть земным благам и страстям, является для человека вредным, как изъяснил святой Иоанн Златоуст, потому что делает нас пленниками бездушных вещей, над которыми мы должны господствовать, удаляет нас от служения Богу, Которому преимущественно перед всем должны служить. Иов был богат, но не служил мамоне, имел богатство и обладал им, но был господином его, а не рабом. Он пользовался им, не наслаждаясь им, но раздавая неимущим, а когда лишился богатства, не скорбел. Мы исповедуем Господа, но рабы ли мы Господни? Не похожи ли бываем на израильтян, которым некогда сказал святой пророк Илия: “Долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте” (3 Цар. 18, 21). Мы обыкновенно всегда находим оправдание себе в том, что не служим всецело Господу. То мы говорим, что мы люди темные, работаем изо дня в день, Писания не разумеем, с утра до ночи в трудах – когда же тут служить Господу? Такое оправдание, конечно, ложь. Разве только ученым и образованным дано спасение, дано понимание воли Божией? Божия сила, Божий разум в немощи открываются. Помните, что сказал Иисус Христос: “Славлю Тебя, Отче, Господа неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение” (Лк. 10, 21). Вспомним, кто были апостолы? – Люди труда, простые, некнижные. А кто лучше их понял волю Божию и выполнил ее? Вспомним святого Антония Великого. Он не умел читать, а тысячи тысяч научил знать волю Божию. А преподобный Серафим Саровский? – Одним словом заграждал уста мудрецам века сего. Итак, нет оправдания тем, кто говорит, что мы люди темные и закона Божия не знаем. Закон Божий в сердце каждого написан. А дела необходимые не могут нас отлучить от Христа. Преподобный Сергий рубил дрова, молол муку, шил одежду, готовил пищу братии, строил кельи. А апостол Павел говорит про себя: “Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом день и ночь” (2 Фес. 3, 8). А кто больше служил Господу, как не апостолы и все святые? А ныне вспоминаемый Святой Церковью из рожденных женами всех больший Предтеча и Креститель Господень Иоанн? Он все земное и житейское вменил в уметы и прах и есть величайший образец всех подвижников благочестия. Никто не должен отговариваться, что не может подражать святому Иоанну. Если всесвятый Господь указал нам на Себя, как на предмет подражания для нас, грешных, – “будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5, 48), то почему же не подражать человеку святому? Подвиги имеют свою меру, добродетели свою степень. У кого нет сил подвизаться полным подвигом Иоанна, пусть подвизается по мере сил своих. Иоанн удалился в пустыню, разорвал узы с обществом, беспрестанно молился и беседовал с Богом, а для нас довольно, если мы будем отделяться от общества злых, испорченных людей и их увеселений, если утренний и вечерний час посвятим молитве и богомыслию, если не будем под теми или иными предлогами уклоняться от богослужения».

Источники:
Все мы Христовы. 1918-1953. Краткие биографические сведения о священнослужителях, монашествующих и мирянах, пострадавших во время репрессий. Рыбинск, 2017. Ч. 2.
Святые земли Ярославской. Календарь памятных дат Ярославской митрополии. Рыбинск, 2017.
Древо: открытая правослвная энциклопедия. Эл. ресурс: https://drevo-info.ru/articles/27239.html
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Эл. ресурс: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&person_id=416 ; http://www.fond.ru/userfiles/person/416/full_1499115157.jpg
Tags: май_, ярославские новомученики _
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments