"Дорогая N!
Получила твое печальное письмецо и тут же, почти на другой день, попала мне в руки книга, из которой хочу сделать выписку для себя и для тебя. Но сначала хочу попечалиться вместе с тобой о том, что во Львове стало тяжело для души. Мне было просто невыносимо до того, что не переставала я там болеть нервной экземой, и было явление еще непонятней - откуда? Непостижимо. Думаю, от скорби. Когда-нибудь расскажу при свидании. А между тем при жизни Женички я всегда с радостью ехала туда, и никакой тяжести не ощущала. Надо сказать, что именно с Женичкой мы были очень близки и любили искренне друг друга; с братом, как ни странно, близости мало. Но в этот раз с ним было мне легче и ближе, чем раньше, и он ко мне был теплее, и все же я еле дожила до отъезда. Хотела даже уехать сразу, но у меня была книга "Невидимая брань". Открыв ее наугад в минуту полного уныния, нашла там прямое указание, что бежать не надо.
С письмами сейчас тоже что-то не ладится. <...>
Теперь приступаю к своей выписке.
Выдержка из старца Силуана (Афонского подвижника) с о.Стратоником.
Общая схема пути христианина.
"Сначала человек привлекается к Богу даром благодати, и, когда он уже привлечен, тогда наступает длительный период испытания. Испытывается свобода человека и его доверие к Богу и испытывается подчас "жестоко". В начале обращения к Богу и малые, и большие, едва высказанные просьбы обычно скоро исполняются Богом, но когда наступает период испытания, тогда все изменяется, и небо словно закрывается и становится глухим.
Ревностному христианину все в жизни становится трудным. Отношение к нему людей ухудшается, его перестают уважать, что прощается другим - ему не прощают; труд его почти всегда оплачивается ниже нормы, тело становится легко подверженным болезням. Природа, обстоятельства - все против него. При всех естественных дарованиях не меньших, чем у других, он не находит применения им. Ко всему этому он терпит многие нападения демонических сил. И последнее, самое тяжелое и нестерпимое страдание - Бог оставляет его. Тогда страдание достигает своей полноты, ибо им поражен весь человек во всех планах своего бытия.
Бог оставляет человека?.. Разве это возможно?.. И, однако, в душе на смену испытанному чувству близости Бога приходит другое - что Он бесконечно, недостижимо далек, дальше звездных миров, и все призывания Его погибают беспомощно в пространствах.
***
Но когда пройдут эти испытания, тогда увидит человек, что непостижимо чудесный промысл Божий внимательно хранил его на всех путях.
Непостижимо, как Бог обращается с душой. Породив в ней горячую любовь, Он странным образом скрывается от нее, и когда душа изнемогает от этого оставления, тогда он снова тихо приходит со Своим невыразимым утешением".
(Иеромонах Софроний. Старец Силуан. X. "Духовные испытания", с. 175-188.
Домашнее непонимание - самое трудное и безысходное. Но у Бога всего много. Тебя с детками подаю на молебен Преподобному и так записываю, на Литургию. Помоги тебе Господи! Но ты не ледяная и уж, конечно, не отверженная. Наш батюшка, покойный о.Георгий, говорил: "Мешай дело с пустяками, легче с ума не сойдешь". Нельзя со своей души требовать больше, чем она может дать (это слова о.Игнатия Брянч.). А старец Амвросий Оптинский об окружающих искушениях говорил: " Ехал мужик по базару, кругом толкотня, шум, гам, а он на свою лошадку: но-но, но-но... Так понихоньку и проехал".