ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: «Воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая…»

7 / 20 июня Церковь празднует память священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского (†1918)

Священномученик Андроник (Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 года на Ярославской земле ‒ в селе Поводнево под Угличем. Отец его был диаконом. В девять лет он поступил в Угличское духовное училище и успешно закончил его.




Обучаясь в Ярославской семинарии, он принял твердое решение стать монахом. Свое образование Владимир продолжил в Московской духовной академии, где 1 августа 1893 года, по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского, был пострижен в монашество с именем Андроник, в честь святого Апостола от семидесяти, епископа Паннонийского.


Архимандрит Андроник (Никольский)

Окончив в 1895 году Академию со степенью кандидата богословия, он был рукоположен во иеромонаха. В течение десяти лет будущий святитель последовательно проходит церковные послушания на Северном Кавказе, в Японии, в Уфе. 5 ноября 1906 года архимандрит Андроник был хиротонисан в епископа Киотского и назначен помощником архиепископа Японского Николая (Касаткина). Вторично приехав в Японию, он за короткое время сумел создать там православную общину.
С 1908 года владыка Андроник трудится на ниве Христовой в сане викарного епископа Тихвинского, в 1913 году назначается архипастырем в Омск, 30 июля 1914 года ‒ на Пермскую кафедру.
Куда бы ни направляло его церковное священноначалие, он везде первым делом налаживал церковную жизнь, посвящал много времени устройству миссионерских кружков, лекций и духовных бесед, книжных лавок и библиотек. Все свои средства жертвовал на помощь беднякам, в приюты и богадельни. Он был награжден многими орденами, но никогда их не надевал. Всегда строго постился, проводил в молитве целую ночь перед тем, как служить литургию. Его жизнь была образцом древнего благочестия.

Во время первой мировой войны владыка открывает у себя в епархии лазареты для раненых и сам часто посещает находившихся в них воинов. Летом 1916 года он отправился к фронту в Царскую Ставку, где был принят Государем. Святитель предупреждал народ об опасности внутреннего врага, который опаснее внешнего. В 1916 году в Пермской епархии были созданы особые миссионерские курсы по обличению нового социалистическо-коммунистического лжеучения. «Долг совести верноподданного и безграничная любовь к Отечеству не дают мне молчать», — говорил святитель.

После февральского переворота 1917 года владыка, узнав об отречении Императора, 5 марта в Спасо-Преображенском кафедральном соборе при огромном стечении народа на Литургии после чтения Евангелия с великой душевной болью сказал: «Не стало у нас Царя... и Церковь не смеет провозгласить эту святыню Русского народа, всех объединяющую во единого соборного человека... Все как один человек, в эту грозную пору устоим в ровности духа и далее со Христом единодушно, согласно и мирно да пребываем все в это трудное время, возложенное на нас как испытание. Пусть всякий знает: Отечество в Опасности; оно потрясено в основах своих».
Епископ Андроник участвовал в работе Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов, входя в состав Издательского отдела и и являясь председателем Отдела о правовом и имущественном положении духовенства.

С февраля 1918 года, после опубликования большевицкого декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви, начались бесчинства и зверства со стороны властей по отношению к Церкви. Владыка возвратился на кафедру, где продолжал обличать безбожную власть как разбойников, бесстыдно обманывающих народ. Тысячи людей — даже совершенно неверующих ‒ шли послушать мужественное слово святителя.
Близкие уговаривали владыку скрыться, боясь его ареста, но он сказал, что готов принять смерть за Христа и паствы не оставит. Вверив себя Божиему Промыслу, он, спокойно ожидая ареста, ежедневно исповедовался и причащался.
В те бедственные дни многие потеряли надежду на духовное возрождение обманом завоеванной Руси. «Стоном стонет наш народ, ‒ пророчески укреплял свою паству владыка. ‒ Но воскреснет погибающая в прахе и пепле Россия родимая».



После первой неудачной попытки арестовать святителя большевики решились на крайние меры. Город объявили на военном положении. Далеко за полночь отряд чекистов подошел к собору и несколько человек, поднявшись к владыке, бодрствовавшему вместе с двумя священниками, увели его. Внезапно с соборной колокольни ударили в набат, остановленный двумя выстрелами в бесстрашного прихожанина, пытавшегося поднять народ. Набат был услышан и к зданию милиции стали спешно подтягиваться люди, требуя освободить владыку Андроника. Возмущение людей было подавлено с помощью силы.
6 июня 1918 года состоялся допрос архиепископа. Святитель Андроник молча занял одно из кресел возле письменного стола и долго не отвечал ни на один вопрос. Затем снял панагию, завернул ее в большой шелковый лиловый платок, положил перед собой на письменный стол и, обращаясь к следователям, сказал: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может. Если бы я не был архипастырем и была необходимость решать вашу участь, то я, приняв грех на себя, приказал бы вас повесить немедленно. Больше нам разговаривать не о чем». Сказав это, он неспешно развернул платок, надел панагию, спокойно поправил ее на груди и, весь погрузившись в молитву, не проронил более ни слова.

В ночь на 7 июня палачи отвезли архипастыря в лес по Сибирскому тракту и на участке у дороги из Перми на Мотовилиху (ныне район в черте города) заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, владыка минуть десять помолился, поклонился на четыре стороны света, и лег в свое последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо. Священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову».



Поместный Собор Российской Православной Церкви направил в Пермь особую комиссию для расследования убийства архиепископа Андроника. Она состояла из Черниговского архиепископа Василия (Богоявленского), члена Синода Алексия Зверева и ректора местной Духовной семинарии архимандрита Матфея. Советская власть дала ей возможность произвести следствие и выехать до Камского железнодорожного моста, где поезд был остановлен и члены комиссии убиты ворвавшимися в вагон красноармейцами. Произошло это 1/14 августа 1918 года. Все три члена комиссии вместе с архиепископом Андроником прославлены в лике Новомучеников и Исповедников Церкви Русской Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments