ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Путь в горние обители

30 июня / 13 июля ‒ память преподобномученика Никандра, иеромонаха, инока Толгского (†1918)

Преподобномученик Никандр (Никифор Дмитриевич Прусак) родился в 1865 году в Каменец-Подольской губернии в крестьянской семье и в крещении был наречен Никифором. С юности избрав монашеский путь, он стал послушником в Александро-Афонской Зеленчукской пустыни (ныне Карачаево-Черкесская республика, Зеленчукский район, пос. Нижний Архыз). Никифор был одним их первых иноков этой пустынной общежительной обители, основанной в 1889 году на месте древних разрушенных храмов афонским монахом-келиотом Серафимом (Титовым) «по уставу Святой горы», по благословению епископа Ставропольского и Екатеринодарского Владимира (Петрова) – миссионера, сподвижника по Алтайкой Миссии святителя Макария (Невского). В это же время, несколько ранее, на Кавказе, в Абхазии, монахами Русского Пантелеимонова монастыря на Старом Афоне была основана Новоафонская Симоно-Кананитская обитель.


Зеленчукский монастырь, начало XX в.

Какими путями Господь привел юного Никифора из западных пределов Малороссии в эту дальнюю обитель в предгориях Кавказа? Думается, побуждения были те же, что влекли богоискателей всех времен в суровые монастыри, в пустынные кельи ‒ горение ко Христу, желание обрести путь в горние обители в подвижничестве по образу древних отцов...


Братия Зеленчукской Александро-Афонской пустыни, 1896 г. Среди иноков - иеродиакон Никандр

В Зеленчукской пустыни 7 марта 1896 года послушник Никифор был пострижен в монашество и наречен Никандром. В том же году, 8 июня, рукоположен во иеродиакона, а 30 ноября 1897 года – в иеромонаха. Монастырское начальство характеризовало его как монаха «весьма способного и трудолюбивого».



В 1901 году иеромонах Никифор был направлен в другой недавно (в 1897 г.) открывшийся монастырь Предкавказья ‒ Кавказский Николаевский миссионерский, находившийся близ станицы Кавказской. Здесь он подвизался 7 лет, а затем возвратился в родную пустынную Зеленчукскую обитель.
Будучи уже духовно опытным иноком, воспитанный в крепких иноческих традициях и навыкший в разных монастырских послушаниях, в 1913 году иеромонах Никандр был направлен в Орловскую епархию ‒ на послушание казначея в древний Болховский Троицкий Оптин монастырь. А спустя три года переведен в Толгский монастырь Ярославской епархии, где, согласно монастырской ведомости, «проходил череду священнослужения». Здесь его застала революция.


Толгский монастырь, начало XX в.

В начале 1918 года году жизнь в Толгской обители, недавно (в 1914 г.) отметившей свое 600-летие, совершалась своим чередом, монастырь продолжал духовно окормлять многочисленных паломников. Намест¬ник схиархимандрит Анимподист (Алексеев) писал в июне 1918 года Святейшему Патриарху Тихону: «В святой оби¬тели Пресвятыя Богородицы до настоящего дне обстоит благопо¬лучно»...


Участники подавления восстания на фоне разрушенного бомбардировкой города, июнь 1918 г.

23 июня / 6 июля 1918 года в Ярославле вспыхнуло восстание против большевистской власти. Борьба продолжалась две недели, в результате город был разгромлен артиллерией и восстание жестоко подавлено. Одна из самых трагических попыток избавиться от большевистского ига в первые послереволюционные годы стоила тысяч жизней. Толгский монастырь рассматривался как один из главных опорных пунктов восстания. В одной из статей, напечатанных в «Известиях ВЦИК», сообща¬лось, что «в 1918 году в Толгском монастыре был размещен во время мятежа запасной штаб белогвардейцев». Большевики при первой возможности расправлялись без суда и следствия со всеми хотя как-то заподозренными в связях с восставшими, зачастую бездоказательно и совершенно необоснованно. Священники обвинялись в пособничестве восставшим иногда просто за то, что служили по убиенным белогвардейцам панихиды или же отпевали их. Среди вакханалии зла жизнь человеческая по человеческим меркам не имела никакой цены. Но не так в вечности. Среди тысяч погибших в эти дни невинных людей обрелось множество «убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6, 9‒11). В их число Господь избрал и иеромонаха Никандра, судив ему через мученичество за Христа обрести вожделенный с юности путь в горние обители. История сохранила лишь факт убиения его большевиками, и дату ‒ 30 июня (13 июля) 1918 года. Обстоятельства его кончины и место захоронения остались неизвестными. О кончине преподобномученика Никандра Ярославский епархиальный Совет известил проходивший в это время в Москве Поместный Собор Православной Российской Церкви.


Преподобномученик Никандр

Иеромонах Никандр (Прусак) включен в Собор святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года.
Преподобномученик Никандр почитается в Ярославской епархии – особо в Толгском монастыре, а также в Пятигорской и Черкесской епархии, в пределах которой усилиями немногочисленной братии возрождается Зеленчукская Александро-Афонская пустынь.



При составлении использованы материалы публикаций: Екатерина Орлова, Нина Ставицкая. Когда свершится воля Божия, жизнь здесь наладится! Александро-Афонская Зеленчукская пустынь. Сайт «Православие» (http://www.pravoslavie.ru/111874.html); Последние годы существования Толгского монастыря до революции 1917 г. Сайт Толгского монастыря (http://montolga.ru/tolga_1917_1/).

Комментарии к публикации прошлого года:

kandi_bober
11 июл, 2018 04:19 (местное)

Помнится, окрестности Зеленчука - одно из любимых мест подвижничества старца схимонаха Илариона, автора книги "На горах Кавказа".

ieris_m
11 июл, 2018 09:59 (местное)

Спаси Господи! Это очень интересный факт. Подвизался еще до истрии с книгой - или после, будучи в гонениях?

kandi_bober
11 июл, 2018 15:18 (местное)

И до, и после. По р. Уруп он подвизался со своим старцем Дисидерием до его кончины. Потом проживал в Тибердинском жен. монастыре, где начал писать книгу. Во время гонений, начавшихся сначала в этом монастыре, перешел в Зеленчукский монастырь. После синодального требования подписать грамоту об отрицании почитания Имени Божия, ушёл в урочище Тёмные Буки (в районе станицы Гладковская у Крымска). Там подвизался в рубленой келье с двумя послушниками. После его кончины, на месте подвигов был женский скит (Иверский). Место захоронения старца и, по-моему, даже его останки обнаружил в нач. 2000-х гг. о. Константин Борщ, духовником которого в своё время был ученик старца Илариона. Он же построил там часовенку.
Как-то надо будет собраться и подробнее написать или у о.К.Б. посмотреть публикации.

ieris_m
11 июл, 2018 16:56 (местное)

Спаси Господи! Очень интересно. Жизнеописание о. Илариона хотелось бы посмотреть подробнее... Я понимаю все перечисленные места в окрестностях Зеленчукского монастыря? Это Пятигорская епархия?
Посм. в интернете, последнее издание "На горах Кавказа" - в изд-ве "Карамзин". Это то изд-во, о котором Вы упоминали?

kandi_bober
11 июл, 2018 19:15 (местное)

По-моему, Пятигорская или Ставропольская.
"Карамзин" - это какое-то новое изд-во. Да, они в этом году выпустили "На горах" в современной орфографии, я заказала в Лабиринте. Посмотрим, что там за издание.
Прежнее издание 2002 года было в старой орфографии. Это Спб изд-во "Воскресенiе"

Tags: июль_, ярославские новомученики _
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments