ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Святые дня: Да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое...

8 / 21 августа – Церковь празднует память священномученика Никодима (Кроткова), архиепископа Костромского.

Священномученик Никодим (Николай Васильевич Кротков) родился 26 ноября 1868 года в погосте Погрешино Нерехтского уезда Костромской губернии (в настоящее время – село Погост Фурмановского района Ивановской области). Отец его, Василий Федорович, был диаконом Покровского храма. Мать звали Ольгой Васильевной. Николай был музыкально одаренным человеком. В 1889 году он окончил Костромскую духовную семинарию и работал учителем приходской школы в селе Олеш Галичского уезда.



Женившись на девице Аполлинарии Андреевне Успенской, 25 февраля 1890 года он был рукоположен в сан иерея. Служил в Петропавловской церкви села Тезино Кинешемского уезда. Приход составляли рабочие трех больших фабрик – около десяти тысяч человек. Богослужение в храме совершалось ежедневно. Отец Николай завел в церкви духовные чтения с поучениями, перед которыми обыкновенно служил акафист. Неутомимая пастырско-просветительская деятельность снискала тезинскому священнику всеобщую любовь прихожан-рабочих и расположение епархиальной власти и архиерея преосвященного Августина (Гуляницкого).
Счастливая семейная жизнь продолжалась недолго. Умер малолетний ребенок, а затем и любимая супруга Аполлинария Андреевна. Плодом глубокой скорби и сердечной молитвы стало решение принять монашество. В 1896 году Николай Васильевич поступил в Киевскую Духовную Академию, где на четвертом курсе, 13 августа 1899 года, был пострижен в монашество. Окончив Академию в 1900 году, он был назначен смотрителем Владикавказского духовного училища. До принятия епископского сана он трудился на педагогическом поприще – в должности инспектора Кутаисской духовной семинарии, в Ардонской миссионерской семинарии в Осетии и в Псковской духовной семинарии в должности ректора. В это время он был уже в сане архимандрита.
В частной жизни отец Никодим довольствовался самой простой обстановкой. В личных отношениях отличался искренностью и прямотой; имея талант администратора, он был всегда доступным и никогда не показывал своего начальственного положения.
11 ноября 1907 года в Кишиневе состоялась хиротония архимандрита Никодима во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. По совершении хиротонии преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Кишиневский и Хотинский, вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл с пророческими словами:
«В настоящее неспокойное время – время шатания и колебания в мысли и в жизни, отрицания всего, что выше вещественной потребности, – епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим. Настоящая современность с каким-то особенным усердием готова вести – и ведет – епископа на Голгофу, чтобы распять там и сделать его мишенью для всяческих злословий, укоров, издевательств… Но да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое, возлюбленный о Христе брат… Паси жезлом сим словесное стадо Христово, помня глагол Господень: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин.10, 11)».
Обстановка в Бессарабии была сложной. За пышными фасадами имперского благоденствия бурлили разрушительные революционные страсти, националистические соблазны набирали силу. Владыка Никодим оставался в оппозиции к различным политическим и националистическим течениям, имевшим своей целью отторжение Бессарабии от России, был непримирим к автокефальным тенденциям, находившим к тому времени достаточное количество сторонников…
Особое внимание Владыка уделял миссионерской деятельности. Он постоянно проповедовал, считая осознанную церковность народа первейшим делом своей архиерейской совести, и его труды в значительной степени воскрешали и оживляли приходскую жизнь. В одном из своих слов, обличая аргументы противников Церкви, он говорил: «Цивилизация стремится к материальному благосостоянию человека, христианство же – к духовно-нравственному его совершенству. Смешение этих двух целей и ведет к искажению идей христианства: идея равенства всех перед Богом как богоподобных созданий выродилась в идею всеобщего внешнего уравнения; идея свободы нравственной в человеке – в идею свободы от всяких обязанностей. Человек сравнен с животным, и борьба человека против зла, или нравственная борьба, сменилась борьбой за существование…»



С 29 мая 1910 года епископ Никодим временно управлял Кишиневской епархией. 16 ноября 1911 года переведен на викарную Чигиринскую кафедру Киевской епархии.
Началась Первая мировая война. Святитель пытался всеми доступными средствами помочь страдающему Отечеству: заботился о создании приютов для беженцев и для сирот убиенных воинов, посещал госпитали, беседовал с ранеными, руководил сбором пожертвований на подарки к Пасхе воинам действующей армии и сам отправлялся на фронт, чтобы ободрить защитников Отечества.
В феврале 1917 года он вместе с другими единомысленными киевскими священнослужителями обратился к Царю Николаю II с просьбой распустить мятежную Государственную Думу. Как архиерей, придерживающийся правых политических взглядов, после февральской революции Владыка Никодим был выслан в Саратов, но по ходатайству светских и церковных деятелей Киева через три месяца возвращен на прежнее место.
Епископ Никодим был участником Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. После мученической кончины митрополита Владимира (Богоявленского), последовавшей 25 января 1918 года (ст. ст.), временно, с 8 апреля 1918 по 30 мая 1918 года, управлял Киевской кафедрой, противодействовал созданию украинской автокефалии, содействовал избранию на Киевскую кафедру митрополита Антония (Храповицкого), также решительного противника автокефалистов.
14 декабря 1918 года Киев заняли петлюровские отряды. В предрождественские дни Владыка Никодим был арестован. Вопрос о причине ареста встал впоследствии, в 1938 году, когда Владыка находился в Ярославской тюрьме. В протоколе от 15–16 марта записан его ответ: «Митрополит Антоний в начале революции был митрополитом Киевским, а я в Киеве был викарным епископом. <…> В январе 1919 года мы выехали в город Бучач, находившийся под властью не то галичан, не то поляков. Я, <митрополит> Антоний и <архиепископ> Евлогий <Георгиевский> мешали петлюровцам в Киеве в проводимом ими объединении приднепровской Украины и Галиции в самостоятельное государство. Мы стояли за единую неделимую Россию».
Девять месяцев вместе с митрополитом Антонием и архиепископом Евлогием Владыка Никодим провел за границей в плену – сначала в городе Бучаче, потом в католическом монастыре в Кракове, вернулся в Киев при А. И. Деникине.
Зимой 1919–1920 года митрополит Антоний вместе с Добровольческой армией Деникина покинул Киев. Владыка Никодим по благословению митрополита остался, руководствуясь чувством архипастырского долга: Церковь не должна быть без архиерея.
После шести месяцев пребывания в Киеве епископ Никодим получил указ Патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назначением на Таврическую кафедру. Выполняя благословение Патриарха, с риском для жизни владыка пересек линию фронта и в июне 1920 года приехал в Симферополь. Вскоре армия П. Н. Врангеля под давлением большевиков стала покидать Крым, а с нею – все желающие. Но и на этот раз архиепископ Никодим предпочел не оставлять страждущее Отечество и свою паству.
В 1922 году власти объявили об изъятии церковных ценностей. Голодающее Поволжье стало удобным поводом для новых жестоких репрессий против Православной Церкви. Вне зависимости от того, кто и насколько подчинился изъятию, все были обвинены в сопротивлении властям. Раскольническая группа «Живая церковь», поддерживаемая властями, захватила Таврическое епархиальное управление.
Вскоре архиепископы Никодим и Димитрий (Абашидзе), живший на покое в Топловском монастыре, и многие представители духовенства были арестованы. Открытое судебное заседание продолжалось с 5 ноября по 1 декабря 1922 года, Владыка Никодим был приговорен к восьми месяцам лишения свободы. На пути в Нижегородскую тюрьму он заболел тифом и оказался в тюремной больнице. Но Господь сохранил святителя для будущих трудов. В начале сентября 1923 года объявлена была амнистия. Однако на свою кафедру архиепископу Никодиму не пришлось больше вернуться.
Освободившись, Владыка прибыл в Москву с намерением ехать в Крым. Здесь он задержался, чтобы лучше ознакомиться с церковными делами, Святейший Патриарх Тихон предлагал ему войти в состав учрежденного им временного Патриаршего Священного Синода. Однако по указанию ОГПУ выехать из Москвы он не смог. Ему предстояло разделить участь многих ревностных и стойких иерархов того времени – началась череда почти непрерывных арестов, тюрем, ссылок.
В Москве его вновь арестовали 14 января 1924 года и выслали в Туркестанский край, в Красноводск, сроком на два года. В 1926 году освобожден, вернулся в Крым, но вскоре снова арестован и направлен в Москву, где содержался в Бутырской тюрьме. Приговорен к трем годам лишения свободы, вновь сослан в Туркестан, в Турткуль. В 1929 году освобожден с лишением права проживания в крупных городах и на Украине.



Владыка поселился в Вичуге (в селе Тезино, которое вошло в черту города вошло) Кинешемского района, где начинал свой путь священника.
10 июня 1932 года архиепископ Никодим был назначен управляющим Костромской епархией. Четыре года пребывания Владыки Никодима на Костромской кафедре были временем относительно благоприятным для епархии, несмотря на все трудности переживаемой эпохи. Верующие обрели в лице святителя своего добропопечительного архипастыря и милостивого отца. Тем временем власти же были раздражены церковной активностью архиерея, который не давал закрывать храмы, боролся за каждую возможность укрепить приходы и внутреннюю жизнь Церкви. В 1934 году безбожники взорвали Костромской Успенский кафедральный собор. стараниями Владыки была спасена всероссийская святыня, около восьми веков пребывавшая в этом храме – чудотворный образ Феодоровской Божией Матери.


Архиепископ Никодим (Кротков)

Владыка материально поддерживал находящееся в ссылке духовенство, собирал в свою епархию репрессированных, прошедших тюрьмы и ссылки, священников и мирян, помогал всем, оказывал милосердие нуждающимся. 23 декабря 1932 года указом Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Никодим был награжден правом ношения креста на клобуке.
В ночь на 4 декабря 1936 года архиепископ Никодим был арестован Костромским городским отделом УНКВД по доносу его секретаря. Ему поставили в вину факт принятия на службу в епархию десяти иеромонахов, помощь ссыльным священнослужителям, а также хранении двух сборников проповедей, изданных при Царской власти. 27 марта 1937 года Владыка был приговорен к ссылке в Красноярский край сроком на пять лет. Тюремный врач констатировал слабость сердечной деятельности, тяжелое заболевание легких. По состоянию здоровья не мог быть отправлен в ссылку, и его оставили в тюрьме.
С марта 1936 года Костромской район вместе с Костромой был включен в Ярославскую область. В сентябре Ярославское УНКВД возобновило дело архиепископа Никодима. Материалы следствия приобщили к групповому делу арестованных в это же время Ярославского митрополита Павла (Борисовского) и священнослужителей Ярославской епархии. Владыке было предъявлено новое, на этот раз совсем фантастическое и нелепое, в духе времени «большого террора», обвинение в «подготовке повстанческих организаций для борьбы с советской властью», в «шпионаже в пользу Румынии и Польши», в том, что архипастырь якобы «намеренно собирал ссыльное духовенство для подготовки вооруженных выступлений». Господь положил конец издевательствам, пыткам, ночным допросам больного старца-епископа, взяв его чистую душу, искушенную в горниле страданий, от среды нечестивых.
21 августа 1938 года, в праздник чудотворной Толгской иконы Божией Матери, святитель скончался в Ярославской тюремной больнице от острого катара кишечника и паралича сердца.
Священномученик Никодим был прославлен в Костромской епархии в 1995 году как местночтимый святой. Его общецерковное почитание было утверждено на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.



Тропарь, глас 4-й
Костромскаго края украшение, новомучениче святителю Никодиме, веру православную твердо исповедуя, от безбожных неправедно осужден бысть. В заточении многая страдания претерпев, венец мученический восприял еси. Ныне же предстоя престолу Божию со Пречистою Богородицею и всеми святыми, усердно Христу молися даровати нам веры отеческия утверждение, мир и велию милость.
Кондак, глас 2-й
Мужественный Российский исповедниче, истинный подвижниче благочестия, священномучениче Никодиме, избранниче Божия Матери, днесь светло прославляется. Мы же дерзновенно ему возопиим: моли Христа Бога спасти души наша.
Tags: август_, ярославские новомученики _
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments