ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Единство подлинное, а не виртуальное...

Единство подлинное, а не виртуальное, молитва в храме, а не на телеэкран

Призываю наших дорогих Владык к всемерному диалогу с властью и достижению разрешений на полноценное празднование Пасхи Христовой

Весьма прискорбно, что вопрос празднования Пасхи решается не с высоты Патриаршего престола и Священного Синода, а циркулярными письмами управляющего делами Московской Патриархии митрополита Дионисия. Согласно циркулярам, архиереи на местах должны самостоятельно принимать решения, взаимодействуя с представителями местной власти и в зависимости от эпидемиологической обстановки в конкретном регионе.
Собственно говоря, данный циркуляр находится в русле политики Президента, согласно которой главы регионов получают известное право самостоятельно выбирать меры карантина и время возвращения к нормальной жизни в зависимости от местной эпидемиологической ситуации. В данном случае мы наблюдаем самоустранение верховной светской власти от процессов, протекающих в России. В этом, может быть, известная гибкость. С другой стороны, мы наблюдаем самоустранение и церковной власти, которая изначально замышлялась не только как интегрирующий центр всей Русской Православной Церкви, но и как печальница перед светской властью о её нуждах. Именно Патриарх всегда мыслился как защитник Церкви, как советник вначале Царя, а потом Президента, как человек, от чьего слова зависит судьба Церкви, в частности, Праздника Праздников и Торжества из Торжеств.
К сожалению, ныне мы этого не видим. Его Святейшество дистанцируется от принятий подобных решений. Почему так? Бог весть. Мы не знаем, что происходит в реальности в верхах власти. Как в своё время говорил Патриарх Пимен о манифестации диссидентов: походить бы им в моих сапогах. Поэтому не стоит нам впадать в дух осуждения и, тем не менее, мы призваны трезво и рассудительно понимать реальность нашего времени. Нынешнее положение вещей почти граничит с Патриаршим указом 1920 года о том, что в ситуации Гражданской войны отдельные епархии в случае невозможности связи с центром переходят на самоуправление. Но такова ли ситуация ныне в России? Разве по стране бродят орды Семёнова, Махно или Антонова? Что, железнодорожное и прочее сообщение пресечено или действительно сегодня царит страшная эпидемия, когда на улицах лежат трупы, а по проспектам разъезжают телеги с телами, которыми правит негр, как в Пушкинском «Пире во время чумы»? Да нет же! Нынешние события не выходят за рамки обыкновенного весеннего вируса гриппа. Цифры заболевших и умерших, фигурирующие в отчётах (ещё неизвестно, насколько они правдивы), соответствует прежним годам. В больших городах всегда была, есть и будет обычная смертность. Незачем поднимать панику. Многие видные учёные, в том числе академики Российской академии медицинских наук, говорят, что поднятая паника, может быть, хуже самой эпидемии коронавируса, по одной простой причине – из-за роста числа сердечно-сосудистых заболеваний, этого бича XX и XXI веков. Паника и чувство страха подрывают иммунитет человека, делая его беззащитным перед любым заболеванием.
Так называемый режим самоизоляции глубоко пагубен. Нет ничего хуже, как загнать стариков, семьи с детьми в душные тесные квартиры, где они будут друг друга и сами себя осеменять микробами. Закрывать парки, детские и спортивные площадки, спортивные заведения, а уж тем более покушаться на закрытие храмов – настоящее вредительство.

Для того чтобы человек был здоров, он должен трудиться, понимать цель своей жизни, верить и молиться. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. А можно сказать иначе: именно здоровый дух придаёт телу здоровье. И соответственно сему, если людей разделяют и повергают их в состояние паники – это вернейший путь к истреблению рода человеческого. Человека делают рабом и объектом, человека унижают и выбивают из колеи, оставляя его уязвимым для любой угрозы и болезни.
Главный эпидемиолог Анна Попова допустила оговорку по Фрейду: наша задача – разобщить людей. И как это называется? На мой взгляд, вредительством и преступлением. В нашем и так атомизированном обществе стараются рвать последние межчеловеческие связи. Это является преступлением и соответствует Евангельским словам: «И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» (Лк. 22:31). Но вспомним утешительные слова Спасителя: «Но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лк. 22:32).
Я уже говорил, что слова Святейшего Патриарха Кирилла о примере преподобной Марии Египетской, самоизоляции и посте надо понимать гораздо глубже. Мария Египетская начинала свой подвиг в Церкви, с Причастия Святых Христовых Тайн и завершила его в Церкви Причастием. О уединенной молитве и духовных размышлениях прилично говорить в пост, но Страстная Седмица выводится за пределы Святой Четыредесятницы. В эти дни мы все вместе и благоговейно чтим Страсти Христовы, Его страдания, принятые ради спасения рода человеческого, а затем с чистым сердцем славим Христа Воскресшего. Тут уж не до воспоминаний о Марии Египетской. Это время светло праздновать Воскресение Христово. Как говорится: просветимся Торжеством и радостью друг друга обымем.
Поэтому призываю наших дорогих Владык к всемерному диалогу с властью и достижению разрешений на полноценное празднование Пасхи Христовой. Русь, Российская Империя, Советский Союз и Россия всегда праздновали Пасху в самые нелегкие времена – в условиях монгольских нашествий, в страшных условиях Смутного времени, в Великую Отечественную войну. В блокадном Ленинграде были открыты храмы, несмотря на угрозу эпидемии. В 1942 году в Москве специально отменили комендантский час ради совершения светлой Заутрени, Крестного хода и Божественной Литургии. Никогда такого не было, чтобы Пасха Христова не совершалась под какими бы то ни было предлогами. Даже под вражескими бомбами и обстрелами в блокадном Ленинграде в 1942, когда в Великую Субботу немцы бомбили и расстреливали прихожан, пришедших освятить кусочки пасхального хлеба, не отменяли празднование Пасхи Христовой. Служба не прекращалась даже при обстрелах и бомбёжках храмов. А теперь из-за мнимой угрозы, призрака и химеры, мы откажемся славить Христа и будем дрожать в своих норах из-за глобалистических страшилок? Да не будет того! Дай Бог нам всем вместе, всей Русской Церковью, встретить святую Пасху в радости духовной и в единстве друг с другом, в единстве подлинном, а не виртуальном. Мы не хотим причащаться по Скайпу, мы не хотим молиться на телеэкран. Нам нужны живые храмы и живая Литургическая богослужебная жизнь! Нам нужен живой Христос, Который истребляет всякие страхи и заразы! Аминь!

Протодиакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии.

Subscribe

  • На вес золота

    Если депрессия есть прямое следствие хронического оскудения любви, то и лекарство от нее - любовь... Но сейчас оно на вес золота. А прибегать к…

  • Новогоднее

    Все думают, что придет время... А время только уходит... Придет время, когда времени уже не будет...

  • Имя его навеки живо и незабвенно

    2 ноября - день кончины приснопамятного митрополита Иоанна (+1995). Моя малая лепта Я немного застала Владыку в Питере. Работала в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments