Когда мы по действию радости в душе узнаем пришествие Ангела Божия, то скорее восстанем на молитву, ибо добрый хранитель наш пришел помолиться вместе с нами.
Вкусивший небесной славы будет презирать всякую земную славу, и я удивился бы, если бы кто, не вкусивши первой, мог презреть последнюю.
Не труды, но более всего смирение есть матерь духовных благ.
Гордость есть... знак бесплодия души... крайнее убожество души, которая мечтает о себе, что богата. Гордый... не имеет нужды в бесе, он сам сделался для себя бесом и супостатом. ...Многие из гордых, не зная самих себя, думают, что они достигли бесстрастия... Кто пленен гордостью, тому нужна помощь Самого Бога, ибо суетно для такого спасение человеческое.
Лучшее средство против гордости и тщеславия - самоукорение.
...Потому, будучи последним из всех, как пес, собрав крупицы, падавшие со стола мудрых и блаженных мужей... определяя добродетель оную, говорю так: смиренномудрие есть... благодать... несказанное богатство... хранилище сокровищ, для хищников неприступное...
Покаяние восставляет падшего, плач ударяет во врата небесные, а святое смирение отверзает оные. Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны. Кто смирил себя внутренно, тот не бывает окрадываем через уста... Смирение - благовоние мира... духовное учение Христово... словами чувственными его невозможно изъяснить.
Смиренномудрые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать.
Господь промыслом Своим устроил то, что никто язв своих не видит так хорошо, как видит их
ближний.
Аскетическая поэзия: Монах есть непрестанный свет в очах сердца. Монах есть бездна смирения, в которую он низринул и в которой потопил всякого злого духа.