ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

О рассуждении помыслов и познании воли Божией

Ум сам собой, будучи мысленным оком души, имеет великое просвещение, и естественное разумение, и благое рассуждение в себе...

Весьма развратился нынешний век и весь стал преисполнен возношения и лицемерия: труды телесные... может быть, и показывает, но дарований их не сподобляется... И справедливо мы это терпим, потому что не трудам, но простоте и смирению являет себя Бог.

Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге, то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простой и немыслящей зла любовью...

Нередко Бог... оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они... много себя укоряли и тем приобретали некрадомое богатство смиренномудрия.

Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время... Ибо есть время сеять труды и есть время пожинать... дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно.

О всех твоих начинаниях... да будет тебе сие законом и правилом: испытывай, истинно ли они Бога ради совершаются? - Иначе труд наш будет бесплоден.
В нас, младенчественных, признак того, что делание наше согласно с волей Божией, есть успеяние в смирении, в средних – прекращение внутренних браней, а в совершенных – умножение и изобилие божественного света.

Некоторые больше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарования, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, которые сокровенны и потому безопасны от падения.

Афоризмы
Свет монахов суть Ангелы, а свет для всех человеков – монашеское житие... Если же свет сей бывает тьма...
Ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении.
...Великое у малых... несовершенно.
...Всякий, сам собою научившийся художеству, кичится.
...Нет места столь безопасного, как небо, однако диавол и там не устоял.

Душа чистая познает в других и благоухание... и злосмрадие...
Совершено очистившийся от страстей видит даже душу ближнего, хотя не самое существо ее, но в каком она находится устроении и каковы ее расположения и чувствования...
Душа, которая сподобилась прощения грехов... без сомнения, видит божественный свет...

Немощные душой должны познавать посещение Господне и Его милость к ним из телесных болезней, бед и искушений внешних; совершенные же познают посещение Божие от пришествия Духа и по умножению дарований. - По человеческому мудрованию несправдливо :)

Против беса-"предварителя": Посвящай начатки дня твоего Господу, ибо кому прежде отдашь их, того они и будут. Один искуснейший делатель говорил: «По началу утра предузнаю я все течение дня моего».

Мудрствующие горняя по смерти восходят горе, а мудрствующие дольняя – долу, ибо для душ, разлучающихся с телами, нет третьего, среднего места.

...Божественный промысл и чрез противное хочет нам благодетельствовать, всеми средствами смиряя наше возношение.

Долго не решаться на избрание чего-либо из двух есть признак непросвещенной свыше и тщеславной души.

Господь во всех наших делах... всегда взирает на цель нашу, и потому все, что... делается единственно для Бога... вменится нам во благое, хотя бы оно и не совсем было благо.

Господь часто промыслительно скрывает от нас волю Свою, ведая, что мы, и познавши ее, преслушались бы...

...Желающим научиться истине не поленимся благодетельствовать в этом до конца нашей жизни; впрочем, будем поступать... к утверждению собственного нашего сердца. - Последнее не вполне ясно...

Многообразно, поистине многообразно и неудобопостижимо лукавство нечистых духов и немногими видимо; думаю же, что и сии немногие не вполне его видят.

Мы можем узнавать бесовское дейстие... по смущению, по нестройной и нечистой радости, которая бывает в душе...

Правда, что Бог во всем взирает на намерение наше, но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности.

О борьбе с тем, что питает страсти: ...иногда можно по немощи предпочесть и бегство, чтобы не умереть душевно.

Беспристрастие к вещам чувственным возводит к видению мысленных.
Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не пролезет чрез тесную скважину, так и мы не можем отвергнуть прежние злые навыки и ветхость души и ризу ветхого человека, если не пройдем узкого и тесного пути поста и бесчестия.
Как вода стесняемая поднимается вверх, так и душа, угнетенная бедами, покаянием восходит к Богу и спасается.
Как носящего ароматы обнаруживает благовонный запах и против воли его, так и имеющий в себе Духа Господня познается по словам своим и по смирению.
Как огонь не рождает снега, так и ищущий земной славы не получит небесной.
Как вода смывает буквы, так и слеза может очищать согрешения.
Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.
Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей, ибо он не найдет другого средства ко спасению.
...Совесть есть слово и обличение Ангела-хранителя.
Tags: Лествица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments