Глубина догматов неисследима, и... не безбедно в нее пускаться.
Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть.
Те, которых ум научился истинно молиться, глаголют с Господом лицом к лицу, как бы в уши царя.
А которые молятся устами, те припадают к Нему, как бы при всем синклите.
Пребывающие же в мире, когда молятся, подобны бывают тем, кои среди молвы всего народа умоляют царя.
Безмолвие погубляет неискусных, ибо они, не вкусивши сладости Божией, все время проводят в пленениях и расхищениях, в унынии и парениях.
...Все что ни делаешь, совершай ради Господа и в угодность Ему, в чувстве души и как бы пред лицом Господним...
Вера есть несокрушимая крепость души.
Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных.
Лучше думать, что все превосходнее нас...
Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; средина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхождение ко Господу.
Устроение твое покажет молитва...
Если кто-нибудь просит тебя помолиться о нем, то, хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится о нем с сокрушением сердца.
Извещение о том, что прошение наше услышано Богом... во время молитвы... есть устранение сомнения и достоверное объявление неизвестного.
...Жестоко для души, молящейся с умилением, прежде совершения молитвы отторгнуть себя от... сего предстояния.
Не оставляй молитвы, пока не увидишь, что огнь ее и вода слез промыслительно отошли от тебя. Может быть, во всю жизнь свою не получишь такого времени для прощения грехов.
...Благолепие молитвы нельзя познать от одного учения, ибо она в самой себе имеет учителя – Бога, учащаго человека разуму, дающаго молитву молящемуся...Кто сподобился быть в сем (бесстрастном) устроении, тот еще во плоти имеет живущего в себе Самого Бога, Который руководит его во всех словах, делах и помышлениях; посему таковой чрез внутреннее просвещение познает волю Господню, как бы слыша некоторый глас...
О богословском образовании: Слово, соприсносущное Отцу, творит чистоту совершенной, пришествием Своим умертвив смерть, а когда она умерщвлена, ученик богословия получает просвещение.
Надежда есть несомненное владение сокровищем еще прежде получения сокровища.
Вкушение даров Господних рождает надежду, ибо невкусивший оных не может не иметь сомнений.