ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Еще о книгоиздании в Оптиной пустыни в XIX веке

 При отце Макарии впервые началось сближение с Оптиной пустынью представителей русской науки и литературы. Произошло это, главным образом, на почве издательства Оптиной пустынью рукописей старца Паисия (Величковского), хранившихся в скитской библиотеке и занесенных туда в разное время разными лицами... Влияние старца Паисия различными путями сосредоточилось в Оптиной пустыни. Ученики великого старца и его преемники передавали друг другу заветы и предания своего учителя, распространяли вместе с тем в рукописях и его переводы святоотеческих подвижнических книг.  Существовавшие до старца Паисия  славянские переводы аскетической святоотеческой литературы не были свободны от неясностей и неправильностей и нуждались в исправлении по греческим подлинникам. Иные же из отеческих писаний , очень ценные в аскетическом отношении, и совсем не были переведены с греческого языка. Старец паисий восполнил этот пробел в русской духовной литературе и трудами своей жизни, при содействии подготовленных им  учеников, исправил по греческим подлинникам многие неточные древние славянские переводы отеческих книг, а иные книги перевел заново с греческого языка. Все эти писания старца Паисия, очень высоко ценимые в монашеском мире, в рукописях распространялись по русским обителям, а некоторые, например, "Добротолюбие", были и напечатаны в Петербурге в начале XIX  столетия. Большинство же писаний сохранилось  в рукописях по библиотекам монастырей и по кельям иноков. Немало таких рукописей имелось и в Оптиной пустыни, откуда они и были извлечены на свет Божий заботами и трудами старца Макария, при содействии его просвещенных духовных детей и почитателей.
В 40-х годах XIX столетия недалеко от Оптиной пустыни в своем имении Долбине Бельского уезда проживали супруги Иван Васильевич и Наталия Петровна Киреевские. <...> Они часто бывали в Оптиной пустыни, познакомились с ее старцами - отцом Моисеем и отцом Макарием и особенно сблизились с последним, который стал их духовным отцом. <...> Мало-помалу у них созрела мысль явить эти рукописные сокровища миру и приступить к их печатанию. Задумав это большое дело, они решили испросить благословения московского митрополита Филарета, перед мудростью и святостью которого все они благоговели и который был лично известен Киреевским. Митрополит отнесся очень сочувственно к задуманному предприятию, дал свое благословение и обещал поддержку. <...> Было решено начать издательство с жизнеописания старца Паисия, составленного его учениками вскоре после его смерти, присоединив к нему некоторые из писаний и писем старца, а также из писаний его друга и единомышленника старца Василия Поляномерульского. <...> В деле издательства принимали близкое участие профессор Московского университета С.П. Шевырев и профессор Московской Духовной академии Ф.А. Голубинский, который был и цензором издания. Во всех затруднительных случаях при редактировании текста обращались за советом и указанием к митрополиту Филарету, который внимательно следил за изданием и даже вызывал к себе старца Макария для личного знакомства с ним и беседы. Впрочем, это было уже в последующем периоде издательства, в 50-х годах. Сами Киреевские, проживая по временам в Москве, непосредственно наблюдали за изданием. <...>  За жизнеописанием старца Паисия последовало издание его переводов святоотеческих книг. В течение ряда лет были изданы: преподобного Исаака Сирина Слова подвижнические, писания преподобных Варсонуфия и Иоанна, Марка Подвижника, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Феодора Студита, аввы Фалассия, житие Григория Синаита и другие. Издательская деятельность старца Макария совместно с Киреевскими продолжалась до самой кончины Ивана Васильевича, последовавшей в 1856 году, но не прекратилась и после его смерти, поддерживаемая другими лицами. <...>  В 50-х годах близкое участие в издательской деятельности отца Макария принял Тертий Иванович Филиппов, о котором сохранился следующий благожелательный отзыв старца: "Тертий Иванович очень понравился нам по своей христианской приятной простоте и неизысканному деликатно-свободному общению". В эти же годы посетил Оптину пустынь и старца Макария Н.В. Гоголь. Сложное дело издательства, пересмотра и проверки рукописей, корректура и так далее не могли быть выполнены трудами одного отца Макария, и около него составилась группа помощников, обладавших богословским и высшим образованием, в которую входили: отец Амвросий (Гренков) (впоследствии знаменитый старец и преемник отца Макария), отец Леонид (Кавелин) (впоследствии наместник Троице-Сергиевой Лавры), отец Климент (Зедергольм) (магистр классической филологии Московского университета), отец Ювеналий (Половцев) (впоследствии архиепископ Литовский) и другие лица. <...>
В 1852 году старец Макарий по вызову митрополита Филарета посетил Москву и виделся с митрополитом. В эту же поездку он посетил Троице-Сергиеву Лавру и виделся с профессором Ф.А. Голубинским. Так укреплялась связь Оптиной пустыни с ученым, литературным и богословским миром Москвы..."

                           Из книги: Протоиерей С. Четвериков. Оптина пустынь.
Tags: Лествица
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments