ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

Духовник

...Наконец, мы подошли к еще одной большой и важной теме. Наверное, никакой другой предмет не порождает столько вопросов, недоумений и искушений, как духовное окормление. Зачем нужен духовник, как найти духовника, как правильно общаться с ним, а также с другими его духовными чадами, каковы взаимные обязанности духовника и окормляемых, могут ли эти отношения быть расторгнуты и в каких случаях – вот только некоторые из них.
Итак, зачем спасающемуся нужен духовник? Почему святые отцы единогласно говорят о необходимости духовного окормления? Почему недостаточно руководствоваться только книгами и собственным опытом?
Как в любом искусстве самоучки не могут сравниться с теми, кто учился у хорошего мастера, так и самоучкам в духовной жизни не сравниться с теми, кто прошел духовную школу под руководством опытного духовника. Порой тратятся годы на преодоление совсем незначительных трудностей, которые с помощью духовника преодолеваются легко, иногда даже оставаясь не замеченными. Таково общее правило, хотя среди самоучек бывают и «самородки».
В жизни любого человека бывают критические ситуации, и, как правило, в это время он не может ясно и трезво оценить свое положение и принять правильное решение. Между тем, от правильного решения зависит очень многое, самое направление и течение последующей жизни, а иногда и спасение. В этот момент необходима помощь извне. Дело даже не в том, насколько ситуация сложная: просто со стороны и не очень опытному человеку яснее видно. Здесь мог бы помочь друг или благорасположенный к нам знакомый, но кто лучше поймет наше внутреннее состояние и ситуацию, чем духовник, у которого мы не один год исповедуемся? Надо только иметь доверие к нему и послушать его совета.
Следующая причина необходимости духовного окормления заключается в том, что наш духовный опыт часто не достаточен, чтобы понять и понести искушения, устраиваемые демонами. Последние же имеют обыкновение устраивать нам искушения на уровень выше того, на котором мы в настоящее время находимся. Война идет как бы в темноте, когда человек не видит и не понимает действий противника. Он только видит себя уже пораненным, чувствует, что произошло разорение души, а каким образом это произошло – понять не может. В этой борьбе духовник, более опытный в духовной брани, видя и понимая то, чего ученик пока не видит и не понимает, может дать полезные указания, советы, благословения. Эти указания могут показаться ученику непонятными и даже неправильными. Ему приходится просто верить духовнику и исполнять. А задача духовника – оградить духовное чадо от непосильных искушений, со временем уяснить для него духовную борьбу, дать оружие в ней – трезвение, молитву, благочестивые навыки, научить прибегать к исповеди и Причастию.
Приведем простой пример. Семилетний мальчик спрашивает у папы, как работает автомобиль, может ли он сам сесть за руль и поехать? Что может сказать ему на это отец? – «Потерпи, сынок. Вот подрастешь, и тогда поедешь. А сейчас старайся хорошо учиться, особенно по физике, химии и математике».
А к духовнику приходит чадо и наивно спрашивает: «Как мне справиться с гордостью?» – предполагая, что сейчас духовник откроет ему простой способ разделаться с нею, после чего эта самая гордость уже никогда не будет ему досаждать. Что может сказать на это духовник, если вопрошающий не имеет понятия о страстях и собственного опыта духовной жизни? Объяснять ему сейчас, как избавиться от гордости – то же самое, что рассказывать первокласснику, как работают системы автомобиля. «Потерпи пока, читай правило, почаще исповедуйся, старайся никого не осуждать, а там Господь управит», – говорит духовник, и чадо часто уходит недовольное. Слова духовника оно поймет и оценит, может быть, через много лет.
Как бы обрадовался ребенок, если отец бы сказал ему: «Автомобиль? Вот газ, детка, вот – тормоз, а это круглое – руль. Поезжай». Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что ждет его на первом же перекрестке.
Так же и духовное чадо радо было бы услышать от духовника: «Что там у тебя, гордость, что ли? Считай себя хуже скотов. Врагам делай добро. Думай, что все спасутся, одно ты погибнешь. И еще не забудь – держи ум свой во аде, и не отчаивайся». Что же здесь плохого, ведь это – изречения св. Отцов? Однако опасность здесь в том, что ученику предлагается не постепенное восхождение по духовной лесенке, а прыжок на самый верх ее, откуда он непременно упадет вниз, и вряд ли обойдется без ушибов и переломов, не физических, конечно, а душевных и духовных.
<...>
Следующий вопрос: как правильно относиться к духовнику и каковы наиболее частые ошибки в отношениях с ним?
Оказывается, правильным отношениям с духовником тоже надо учиться. Не имея опыта правильных отношений, человек пытается построить их по известным ему образцам. Обычно вначале берется за образец отношение ученика к учителю в учебном заведении, и это неплохо. Но, немного побыв в таком качестве, чадо пытается мало помалу изменить их на дружественные или семейные. Первый случай обычно имеет место при окормлении мужчин. Духовное чадо начинает вести себя «на равных», позволяет себе панибратство, споры, дерзость. Второе же случается при окормлении женщин – дело доходит до ревности, слежки, скандалов и истерик. Много труда, времени и строгих мер приходится приложить духовнику, чтобы привести эти отношения в порядок. Нередко оказывается, что чадо не способно изменить своего поведения. Тогда духовнику не остается ничего другого, как расстаться с ним, подобно тому, как учитель выгоняет из класса малолетнего хулигана, чтобы получить возможность проводить урок с другими учениками.
Общим явлением в отношениях духовных чад с духовником является ревность. Чада бдительно наблюдают, кому духовник оказывает больше внимания, с кем проводит больше времени, кого принимает вне очереди, кому оказывает расположение. «Избранники» чувствуют себя счастливыми, остальные же относятся к ним с враждой и неприязнью. В чем причина подобного поведения? – В эгоизме и вытекающих из него высокой самооценке, в зависти и желании занять при духовнике привилегированное положение. А если удается этого достигнуть – охрана своего положения от посторонних посягательств.
Излишне говорить, насколько это несообразно с христианством и с каким прискорбием наблюдает за этим духовник. Но он терпит, пока есть надежда на исправление. Напротив того, нет цены чаду, которое не рвется быть на виду, не ревнует духовника к другим, но в терпении, год за годом выполняет порученные послушания, работает над своим характером. Духовник видит таких чад и ценит более других.
Мы часто забываем, что пришли к духовнику затем, чтобы он научил нас, как спасаться. Мы начинаем искать личных, душевных отношений, шуток, ласки, знаков внимания, и в них полагать смысл и главную цель общения с духовником. Конечно, в общении с духовником есть, кроме духовной, и душевная составляющая, но необходимо помнить о должной мере и правильной расстановке акцентов. Духовное в этих отношениях должно быть на первом месте, а душевное и личное – на втором. У неразумных чад постоянное переживание и главная забота заключается в том, чтобы приобрести и сохранить личные, душевные отношения с духовником. При этом обличение неблаговидных поступков и черт характера, назначение врачующих епитимий и послушаний воспринимается как угроза этим отношениям, и вызывают со стороны духовного чада огорчение, тревогу и даже панику. Хотя беспокоиться надо как раз в противоположном случае – при отсутствии обличений и епитимий, так как именно в этом заключается непременная обязанность духовника и условие нашего спасения.
В духовном руководстве существует как бы лесенка возрастания, каждая ступень которой имеет свои особенности, соответствующие духовному возрасту окормляемого. Вообще духовничество очень похоже на воспитание ребенка родителями. Первые три года – это младенчество, полная родительская опека. Когда же младенец немного подрастет, ему говорят, что хорошо, что плохо, что можно делать, чего нельзя – пока без объяснений. Затем учат читать, писать, считать, правильно себя вести, дают ребенку больше самостоятельности. Далее учат принимать решения и отвечать за свои поступки. Наконец, выпускают в самостоятельную жизнь.
Эти же этапы должны иметь место и в духовном руководстве. В первые годы от ученика требуется полное послушание духовнику, а со стороны духовника – внимание ко всем сторонам его жизни. В этот период необходимо часто советоваться, брать благословение, и подробно исповедоваться во всем, что касается внешней и внутренней жизни, даже относительно помыслов. Священник указывает, что можно делать и что нельзя, пока без объяснений, так как ученик не имеет понятийной базы и личного духовного опыта, на которые объяснения могли бы опираться.
Укажем на одну распространенную ошибку в отношениях с духовником на этом этапе. Новоначальный раз за разом приходит к духовнику, уже совершив неверный поступок или грехопадение, и спрашивает, что ему делать теперь? Таким образом, духовнику предоставляется не направлять его жизнь, а только сопереживать ему в ошибках и вытаскивать его из трудных ситуаций. «Почему же ты не пришел прежде своего поступка, не посоветовался, не взял благословения?» – говорит он ему с укоризной. Обычно, если подопечный не исправляется, после нескольких подобных случаев, духовник прекращает с ним отношения.
На «младенческом» этапе образ духовника нередко заслоняет от его чад образ Христа, вся их внутренняя жизнь замыкается на духовнике. Самым мелким деталям его внешней жизни и поведения придается преувеличенное значение. Внутренний же его мир остается для окормляемых недоступным и непонятным. Это видно по жизнеописаниям известных духовников, составленных их духовными чадами: обстоятельно, даже скрупулезно описана внешняя сторона жизни, а о внутренней – ничего, а если и сообщается какая малость, то с ошибками и неточностями.
Но продолжим о лесенке возрастания под руководством духовника.
Наконец, начинается период приучения к самостоятельности. На этом этапе могут быть конфликты следующего характера. Как младенец проявляет недовольство, когда его отучают от соски, учат ходить, оставляют надолго одного; он со слезами просится «на ручки», вопиет, чтобы привлечь к себе внимание. Так и духовное чадо – протестует и огорчается. Оно обычно не желает самостоятельной духовной жизни, боится ее, хочет и дальше быть носимо духовником на руках, прятаться от трудностей за его спиной...
Впоследствии, по мере духовного роста, отношения «учитель-ученик» ослабевают и, по инициативе учителя, а отнюдь не ученика, постепенно переходят в дружеские, «на равных», если большая разница в возрасте не является тому преградой.
Очевидно, эти же этапы обучения проходили духовные ученики и в древности, но в литературе по этому вопросу сделан сильный акцент именно на первом этапе, «младенческом», как особенно важном и ответственном, от чего у читателя создается впечатление, что им и ограничивается все духовное обучение.
У ребенка при долгой искусственной задержке на первом, «младенческом», этапе происходит нарушение нормального развития, и он на всю жизнь останется младенцем по уму (ср. 1 Кор. 14, 20), хотя до смерти родителей может жить по видимости благополучно. Но что делать ему, когда родители умрут? Поискать других родителей? Но кто усыновит беспомощного взрослого человека с младенческим сознанием?
Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Мы видим духовников, окруженных чадами, которые просто «висят» на них, потому что им легче жить, переложив на духовника груз своих проблем и ответственности за свою жизнь. При каждом затруднении, когда надо напрягать ум и чем-то рисковать, они спешат к духовнику за благословением и получают готовый рецепт, как надо поступить, обычно удачный. И больше им ничего не нужно. Они думают, что это и есть настоящее духовное руководство. Годами находясь при духовнике, они ничему не могут научиться, духовных плодов не приносят, поведением мало отличаются от мирских людей, и когда им говорят, что они обязаны духовно расти, – не понимают, о чем идет речь. Однако и духовник не вечен. Кроме того, в жизни нередки ситуации, когда приходится расставаться надолго, а то и навсегда.
– Батюшка, на кого же вы нас оставляете!? – Для таких «духовных младенцев» это не просто горе, это - катастрофа: они отвыкли от самостоятельной жизни и ничему не научились.
– Оставляю вас на попечение Божией Матери, – ответствует духовник.
Этот ответ можно понять по-разному, можно и так: «Поскольку вы все равно не учитесь, для вас полезнее жить самостоятельно». Но тем, кто нуждается в дальнейшем обучении и способен к этому, как правило, дается такая возможность. Иногда духовники сами передают своих учеников «из полы в полу», как преподобный Лев Оптинский передал перед смертью преподобному Макарию будущего старца Амвросия.
Из книги игумена Бориса, настоятеля Николо-Бабаевского монастыря
 
Tags: разное
Subscribe

  • Первая и великая заповедь

    Вершина подвижничества - христианская любовь. «Любовь есть порождение бесстрастия, которое есть цвет делания, - указывает авва Евагрий. -…

  • Область благочестия и правды

    О начале монашества, памятниках древней монашеской письменности и, в особенности, об «Изречениях отцов» Введение к…

  • Путь скорбей

    О подвижничестве последних времен. Очерки... Заключение Однажды ученики преподобного Антония Великого, видя в пустыне безчисленное множество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments