ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Училища добродетелей

Очерки аскетики египетских подвижников IV-V вв.
Очерк четвертый


Господу благоугодно было так устроить, чтобы путь шествования в Царство Небесное был усеян скорбями и искушениями.
«Желая угодить Богу, - учит преподобный Макарий Великий, - мы прежде всего должны принять скорби, невзгоды и глумления... Господь желает, чтобы ты прошел через эти испытания и в скорбях не забыл о Нем». Скорби от «болезней и страданий, духовные скорби, навлекаемые на нас лукавыми духами, а также телесный ущерб, бесславие и глумление, случающееся от людей» - не иное что как «препятствия, отстраняющие душу от Царства Небесного и не позволяющие ей приближаться к Богу». Однако, - продолжает преподобный, - подвижник должен иметь твердое расположение «мужественно преодолеть всякую скорбь». Иначе «не становится он чадом Жизни, ибо не стал подражателем и последователем святых и не направил свой путь по стопам Господа... Души, желающие сочетаться браком с Небесным Женихом и соцарствовать с Ним, обязаны пройти тем узким и тесным путем, которым прошел и Он... И если они свернут на другой путь, не понесут язвы и страсти Господа, то будут причислены к блудницам и извергнуты из Царства Небесного»[1].
Добродетелям непременно сопутствуют страдания, они требуют терпения. «В сих училищах» образовывается душа, ими она усовершается, в них приносит добрый плод, укрепляется духовно, подобно дереву, колеблемому ветром, - отчего оно растет и пускает корни. Как несогретый и неумягченный воск не может принять наложенной на него печати, так и человек, если не будет искушен трудами и болезнями, не может принять силы Христовой[2].
Часто подвижники добровольно принимали на себя страдания по причине содеянных грехов - ибо имели твердое убеждение, что, подвергнув себя здесь злостраданию («ввергнув в заключение»), добровольным приговором можно избавиться от будущего наказания[3].

Каковы видимые причины скорбей?
Скорби бывают от болезней. Когда Господь посещает человека болезнью, ее надо переносить с благодарением, как данную нам Богом на пользу и во спасение. Болезнь подавляет страсти, ставит преграду «органам ненасытности» - глазам, суетному слуху. От немощи тела возрастает здравие по внутреннему человеку[4]. Болезнь иногда посылается и добродетельным людям перед смертью - для того, чтобы, как бы солью осолившись здесь, они отошли туда чистыми[5].
Болезнь - это крест от Бога, дар Божий, подаваемый вместе с благодатью принимающим его с благодарностью. Рассказывают, что когда одного старца оставила обычная болезнь и изнеможение, он тяготился этим и говорил: оставил меня Бог и не посетил меня[6].
Скорби бывают от людей. В таком искушении не следует порицать человека, но только самого себя, говоря: «Сие случилось со мной за грехи мои»[7]. Истинная сокровенная причина «здешних наказаний» - греховные страсти и болезни нашей души, которые исцеляются скорбями. «Ибо если бы ты не был болен, - говорит старец, - то и не страдал бы»[8].
Упомянем еще скорби от стихийных бедствий, обстоятельств и т.п., которые обыкновенно понимаются как вразумление или наказание за грехи - прежде всего, за грехи отступления от Бога; встречаясь с ними, христиане прибегают к покаянию и молятся о помиловании.
Итак, всякие скорби - это горькие лекарства, посылаемые Господом для врачевания наших греховных язв. Поэтому не следует отвергать страдания. «Хотя я стражду, но в самом страдании нахожу плод для себя», - говорил брат, отказываясь от облегчения борьбы, но прося Господа даровать ему терпение в искушении[9].
Мы носим болезни в себе, поэтому изменение внешних обстоятельств нашей жизни (места) не может освободить от них - хотя именно это часто внушают лукавые демоны. По причине искушения (скорби) не следует оставлять места - иначе, куда бы ты ни ушел, увидишь там перед собою то, от чего убегаешь[10].
«Человеку ничто внешнее не может вредить, - замечает преподобный Макарий Египетский, - вредит же только живый и действенный, в сердце обитающий дух тьмы; а потому каждый должен произвести борьбу в помыслах, чтобы в сердце его воссиял Христос»[11].
Причиной скорбей внешних бывает чаще всего гордость. Вообще всякое бедствие приключается с нами по нашему высокоумию. Если мы стараемся о смиренномудрии, то не имеем нужды в научении от Бога скорбями. Превозносящимся же дается сатана на злострадание - пока не смиримся[12].
Страдания подвижников, удалившихся от внешних поводов к искушению, чаще всего внутренние и попускаются промыслом Божиим для их усовершенствования. «Если не нападет на вас искушение, явное или тайное, - пишет святой Аммон, - то не можете вы продвинуться сверх меры, уже достигнутой вами... Все святые, когда они просили у Бога, чтобы вера их приумножилась, оказывались ввергнутыми в искушение». Причина этих искушений - противоборство невидимых врагов, «желающих лишить человека благословения, которым благословил его Бог». Преподобный Макарий Египетский также говорит о том, что подвижники терпят многие скорби по причине искушений от врага, но мужественно претерпевая эти скорби, не отступая в молитве и не оставляя постоянного попечения о душах своих, «те, которые истинно взыскуют Господа, принимают в души свои Божественную силу... и ощущают в самих себе вкус и сладость будущего века».
Преподобный Аммон приоткрывает пути тайнодействия Божия. Святой Дух, даровав всякой душе, взыскующей Бога, в начале духовного преуспеяния испытать радость и сладость, затем отходит и оставляет ее, «и это есть знак Его». А делает Он это, «дабы знать, действительно ли человек взыскует Бога, или нет». И если [подвижники], чувствуя непривычную тяжесть и вспоминая о предшествующей ей радости, будут слезно молить Бога и подвизаться в посте, прося Его в правде, отказываясь от всех желаний своих, тогда Бог «дарует им радость больше первой радости и прочно укрепит их в вере»[13].
Итак, подвизающийся для Царства Небесного должен уготовить себя к перенесению многообразных внутренних скорбей. «Что мне делать с этой тяжестью, угнетающей меня?» - говорит один брат. Другой же брат нигде не находил покоя - ни один, ни с другими. «Не для того ли вы пошли в монашество, чтобы переносить скорби?» - был ответ старца, опытного в подвижничестве[14].
От скорбей внутренних самое действенное средство - смирение и самоуничижение, которыми «попаляются» демоны, доставляющие страдания. На вопрос брата, угнетаемого тяжестью в душе, старец ответил: «Когда нет попутного ветра, то берут судно на канат и бечеву и понемногу тащат; а когда увидят, что настает мрак, тогда пристают к берегу, вбивают кол и привязывают к нему судно, чтобы оно не блуждало по водам. Этот кол есть самоуничижение»[15].
В искушениях Господь ждет от человека терпения и упования на Него[16]. Находя эти добродетели в подвижнике, Он Сам облегчает скорби и посылает утешение. Врачевством в скорби является также благодарение, привлекающее особую благодать и милость Божию[17]. Особенно действенно благодарение при внутренней скорби.

[1] Беседа 53. 1, 5, 17.
[2] Древний патерик (Д. п.) 7. 57.
[3] Д. п. 7. 25.
[4] Д. п. 7. 52, 23, 24.
[5] Д. п. 10. 6.
[6] Д. п. 7. 48.
[7] Д. п. 15. 75.
[8] Д. п. 16. 16.
[9] Д. п. 5. 23.
[10] Д. п. 7. 37, 38.
[11] Духовные беседы. 42. 3.
[12] Д. п. 15, 110.
[13] Св. Аммон. Послание четвертое. 1, 4, 5; преп. Макарий Египетский. Беседа 51. 3.
[14] Д. п. 10. 62; 7. 9.
[15] Д. п. 10. 62.
[16] Д. п. 7. 18.
[17] Д. п. 7. 24, 45, 54.

Литература здесь
Tags: Древний патерик
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments