ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Category:

Слаще меда и сота

Очерки аскетики египетских подвижников IV-V вв.
Очерк пятый


Подвижник, избравший путь отречения от мира, теряет в нем всякую опору, оставляет всякую временную надежду. Совершая свое земное поприще, он полагает всю свою надежду в Боге, в Нем жаждет найти вечное упокоение, из Его благодатных источников черпает жизнь и крепость, «непрестанно призывая Бога с сокрушением сердца и с истинною любовию... не надеясь на добрые дела свои или служение, но прося непрестанно помощи Божией»[1].
«Сам по себе подвижник не в силах противостоять диаволу, - пишет преподобный Макарий Египетский, - не может он вырвать с корнем из себя греховные помыслы, полностью исполнить волю Божию, в чистоте соблюсти заповедь Божию и окончательно одолеть страсти. Но в его силах вручить свое произволение Богу, молиться Ему и просить Его, чтобы он очистил его от сатаны и от действий лукавого; чтобы Бог соблаговолил, через благодать Свою, войти в душу его и царствовать в ней; чтобы Сам Бог творил в нем Свои заповеди и Свою волю... Получив (от Него добродетели), подвижник уже не сможет хвастливо говорить: я кое в чем преуспел, - но во всякое время будет смиренно благодарить Бога за то, что призванный на помощь, Он все успешно совершил»[2].
Многообразная помощь Божия в христианском подвижничестве именуется благодатью. Особенно же благодатью именуется та «сила Божественная», которая вселяется в подвижника, «возделывающего» ее в правильном подвиге. Сила эта, - говорит авва Аммон, - рождается от радости Божественной, которая в свою очередь рождается от плача (о грехах), а плач - от страха Божия; вселившись в подвижника, сила эта делает душу плодоносной, и она приносит всякие добрые плоды и умудряет человека во всех делах его. Это тот духовный дар, о котором псалмопевец сказал, что он слаще меда и сота (Пс. 18,11). Для стяжания Божественной силы, продолжает авва Амон, - требуется более всего «удаление от людей и всякого развлечения»; обрести ее невозможно иначе, как подвизаясь «во многом безмолвии»; ибо сила Божия не вселяется в тех, которые «развлекаются вещами мира сего, вращаются в страстях души, мнениях человеческих и желаниях ветхого человека»[3].
Благодатью именуется также «Дух кротости», «Дух истины». «Дух сей, - пишет святой Аммон, - приближается лишь к душам тех, которые полностью очистились от своей ветхости, ибо Он свят и не может войти в нечистую душу». Он обитает лишь в очень редких душах; к иным же, тоже немногим, приходит Дух покаяния, который «омывает их от нечистоты их»[4].
Преподобный Макарий призывает христиан приобретать эту силу (благодать) в течение временной жизни, - «ибо, если душа в сем мире еще не приимет в себя святыни Духа за многую веру и за молитвы и не сделается причастницею Божественного естества, срастворяясь благодатью, при содействии которой может непорочно и чисто исполнить всякую заповедь, то она непригодна для Небесного Царствия»[5].
Даром Божиим именуется также всякая христианская добродетель, ибо, хотя она и требует труда, однако в конечном итоге даруется по Божией милости.
Некоторые благодатные дары, избыточные с точки зрения спасения души, подаются человеку лишь по особому Промыслу Божию для совершения возложенного на него дела или служения - устроения Церкви Христовой, попечения о Его пастве и т. п. Таковы дар различения духов, дар прозорливости, дар научения от Бога, дар изгнания бесов и исцелений, дар утешения братий[6]. Произвольно стремиться в подвиге к этим дарам в православной аскетической традиции запрещено, искать же следует искать исполнения заповедей, очищения души от страстей, помощи Божией в этом - иными словами, спасения. «Не взыскуй горних высот, - говорит святой Аммон, - но моли Бога, чтобы Он пришел к тебе, помог тебе и спас тебя от греха. Ибо дары Божии обретаются сами собой, если место для них становится чистым и заповедным». Иначе «еще не обретя самого себя, попадешь в тяжкий и продолжительный плен, имея сердце суетное»[7].
В христианском подвиге нельзя преуспеть иначе, как с помощью благодати Христовой. И Господь «не оставляет взыскующих Его». Так, Бог посылает Ангела служить заболевшему старцу, подвизающемуся в отшельничестве[8]. Когда некому открыться в скорби, Господь, по просьбе скорбящего, посылает Свою благодать, и исцеляет сердце[9].
Многообразны проявления благодати. Особенно явны ее действия в душе, очистившейся от страстей; о таковых сообщает преподобный Макарий Великий. Так, инока часто посещает действие утешения, тогда его охватывает столь великое вожделение к Богу и столь неизреченная радость, что он оплакивает свое бессилие - ибо душа его не может покинуть тело и отойти ко Господу. А иногда, под действием благодати Господней, душа испытывает внутреннюю радость. Однако наступает и тот час, когда благодать Господня попускает сатане вести брань с монахом; тогда на него восстают злые страсти, наводя на него сон, уныние, расслабление и многое другое, что и словом выразить невозможно. Это происходит для того, чтобы подвижник, угнетаемый и одолеваемый страстями, с твердой верой призвал Господа, прося Его облегчить мучения. Ибо благодать желает, чтобы человек тяжким трудом и в борении стяжал ее, но она не хочет, чтобы он всегда пребывал в радости и ум его по этой причине впал в леность. Благодать есть действие в человеке Духа Святого, Который воспринимается ценою крови (потому говорят: «дай кровь и приими дух»). «Воспринимается благодать, - замечает преподобный Макарий, - благодаря непрестанному борению произволения»[10].
В начале подвига Бог дарует тем, кто со всем усердием жаждет служить Ему, страх Божий и теплоту сердечную. Дух Божий творит в них ненависть ко всему в мире и творит в человеке дело Божие, которое слаще меда и медовых сот, делая сладостным для человека все Божие, т.е. труд поста, бодрствования, безмолвия, служения ближним и милостыни. Затем Дух оставляет человека на испытание, удаляясь от него. И когда подвижник не выдерживает этого испытания, то «лишается мзды за труды свои и подвергается тяжким наказаниям, ибо пренебрег он горней силой и не избрал Ее. Если же человек дал достойный отпор сатане в этом первом искушении, то Бог дарует ему теплоту постоянную, спокойную и невозмутимую»[11].
Без помощи Божией подвижник не может преуспеть в духовной брани, ибо не он в действительности является «искоренителем» помыслов, но лишь «противоборником». В противоборстве с демонами не следует отвечать помыслам, а молиться, падая пред Богом и говоря: «Сыне Божий, помилуй мя!». «Стой и мужайся, и Бог поборет за тебя», - учат опытные подвижники[12].
Приобретается же благодать, охраняющая человека, более всего тем, что человек уничижает себя пред Богом, не считая труд свой угодным Богу[13]. Напротив, всякий грех «влечет за собой богооставленность, соразмерную гордыне согрешающих». Благодать оставляет подвижника «ради предотвращения гордыни»; в иных же случаях - «чтобы явлена была скрытая добродетель»[14].
Утешением в подвижнических трудах часто бывают благодатные видения от Бога, о которых упоминается, например, в житии преподобного Антония. При этом автор жития святитель Афанасий Александрийский замечает, что «Антонию принадлежали только молитва и подвиги, ради которых, пребывая горе, утешаем он был Божественными видениями»[15].

[1] Древний патерик (Д. п.) 1. 7.
[2] Духовные беседы. 56.5.
[3] Послание первое святого и богоносного отца нашего аввы Аммона о безмолвии. 1, 2, 3, 5; Послание второе, о возделывании благодати. 1, с. 25-27.
[4] Послание 7. 1, 2.
[5] Беседа 44. 9.
[6] См., например, гл. 18 «Древнего патерика», Лавсаик, гл. 9 (об Оре), Жизнь пустынных отцов, гл. 33 (об авве Иоанне).
[7] Слово о желающих безмолвствовать.
[8] Д. п. 7. 51.
[9] Д. п. 7. 55.
[10] Великое послание. XIII. 1.
[11] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 56. 7; 57. 1, 2
[12] Д. п. 5. 19, 35, 18.
[13] Д. п. 11. 21.
[14] Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. 54. 7, 9.
[15] Житие преподобного Антония... гл. 65, 66 и др.; гл. 84.

Литература
Tags: Древний патерик
Subscribe

  • Первая и великая заповедь

    Вершина подвижничества - христианская любовь. «Любовь есть порождение бесстрастия, которое есть цвет делания, - указывает авва Евагрий. -…

  • Область благочестия и правды

    О начале монашества, памятниках древней монашеской письменности и, в особенности, об «Изречениях отцов» Введение к…

  • Путь скорбей

    О подвижничестве последних времен. Очерки... Заключение Однажды ученики преподобного Антония Великого, видя в пустыне безчисленное множество…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments