Из наставлений архимандрита Феофана, ученика преподобного Паисия Величковского
Духовная жизнь должна быть проста, чистосердечна, кротка, благопокорлива и паче смиренна.
Ежели пожелаешь смириться, проси Господа: Господи, даждь ми смирение. Потом себя укори, себя уничижи – тогда удостоишься и милости Божией. Смирение столь велико, что может благодать Божию в душу привлещи.
Не надобно думать, любят ли нас или не любят. А лучше думать, что недостойна быть любимою, сама же люби всех – потому что нам не сказано быть любимыми, но велено всех любить. Даже не надобно и замечать, кто сердится или кто как посмотрел, не нужно даже проникать в их намерения.
Иные уходят в затворы, другие насили тяжелые вериги, но это не взыщется от нас, а надобно смиряться, терпеть, иметь послушание – вот что требуется. Скорбное слово претерпишь – вот и вериги твои.
Не мысли, что «некому вразумлять нас». Да Евангелие разве не учение? Это глас Божий. А Апостол? Это Дух Божий. По ним должно наставлять себя.
Небесную мысль с нуждою приобрести можно, а дурная сама приходит, и отогнать ее можно только молитвой.
Мы бегаем скорбей, а святые-то скорбели, что нет скорбей: можно ли, говорили, спастись без них?
Праведницы просветятся, яко солнце, в Царствии Отца Небесного; какое воздаяние за малое терпение.
Кто на земле лежит, тому нет опасности, что упадет и разобьется, а вот кто по верхам-то лазит, тому угрожает такая опасность.
Вся сила в смирении. Сколько поклонов ни клади, а будешь мечтать о себе, что «я жестокую жизнь веду», так в этих трудах никакой пользы нет. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29). Нестяжание, раздаяние милостыни, пост и молитва без смирения ничто. Без смирения хотя бы власяницу носил, хотя бы вериги, хотя бы чрезмерный пост имели – все не принесет никакой пользы. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем. А кто Учитель-то?
Надобно думать, что «я на земном небе», на руках Божией Матери. «Десною Твоею рукою приими Ты, Спасе, сохрани мя, соблюди, да не огнь мя опалит греховный». Видите ли: грехи-то – огонь!
Вот я передаю вам то, что сам слышал, слышанное от старцев простых и неученых, и говорит вам неученый.
Святитель Филарет Московский
Человек должен испытывать себя, не удерживает ли он в совести страстного помысла или чего темного, что открывает дорогу и доступ областям тьмы, а также волнение нервов усиливает способность принимать впечатления темного невидимого.
Из кн. И.М. Концевича «Оптина пустынь и ее время». Изд. 1970 г.