ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Неделя Всех русских святых

Проповедь на ранней литургии в Троице-Сергиевой Лавре: смысл жизни человека после Пятидесятницы - стяжание благодати. Святые - это свидетели благодати, люди, приобщившиеся благодати еще  здесь, на земле. Мы все к этому призваны... На этой службе в храме в основном паломники, проведшие ночь в гостиницах или прямо в храме, который оставляют открытым. Храм достаточно заполнен, что необычно для ранней литургии. Молодой иеромонах говорил хорошо, но очень тихо... 
Вспоминается мое знакомство с келейницей Вл.Афанасия, составителя службы Всем русским святым и великого их почитателя - Ниной Сергееевной Фиолетовой, ныне уже несколько лет как почившей. Я отправилась к ней в деревню Леоново, недалаеко от Петушков, где она жила при полуразрушенном храме и помогала настоятелю восстанавливать его. Это было году в 95-м. Все воспринималось как в сказке. Я готовила материал для брошюры о Владимирском монастыре, который она помнила с детства, а отец ее был почетным прихожаниним. Я предполагала, что она помнила кого-то из старых монахинь, знала об их участи... Мне хотелось расспросить ее об этом.  Вот иду от электрички по живописной лесной тропинке, наконец, впереди храм, стучусь в домик при храме, открывает мне Нина Сергеевна - маленькая старушечка, очень приветливая. Несомненно, что она моему появлению искренне рада (хотя по логике вещей это совсем не очевидно). Я усатвшая и голодная, как обычно ):.  Нина Сергеевна проводит меня во "внутренние палаты". Собственно, это одна довольно большая комната. "Владыка говорил: соловья баснями не кормят. Он всех приходивших к нему велел сперва кормить, потом дать отдохнуть, а потом уже дела..." Поедаю большую тарелку вкуснейших щей... Потом уже - за дело. Уезжаю совершенно утешенная по всем статьям, как будто из родного дома. Тогда это казалось само собой разумеющимся, а теперь понимаю, что гостеприимство - это "подвиг"...
После этого виделась еще с Н.С. во Владимире несколько лет спустя. У меня была проблема духовного плана, и она рекомендовала обратиться к Вл.Афанасию, который говорил, что "Бог не есть Бог мертвых, но живых". Т.е.  и к самому Владыке можно обращаться как к живому... Что я и сделала, отправившись на его могилку.
Помнится, что современная церковная, приходская жизнь ее сильно огорчала, но она все равно деятельно в ней участвовала до последних своих дней, неся на себе непомерные заботы и труды. 
С ней была хорошо знакома м.Екатерина (церковный круг был в те времена вообще весьма тесен), которая бывала у Вл.Афанасия, обращалась к нему в письмах. Кажется, через нее я и познакомилась с Н.С.
Вл.Афанасий, как известный исповедник и единомышленник многих погибших в репрессиях архиереев и священнослужителей, после войны был большим авторитетом для "поминающих". "Непоминающие" же считали его "сломившимся" в лагерях. В частности, его позиция в отношении поминовения новоизбранного Патриарха Алексия стала решающей для многих "непоминающих" 1930-х гг., в частности "даниловцев", которые в храмы не ходили, а молились по квартирам. Я лично думаю, что позиция Вл.Афанасия была по тем временам наиболее трезвенной и взвешенной. Ему как никому другому ситуация была ясна, он не имел тех иллюзий, которые ему иногда приписывают, человек он был бескомпримиссный в вере, ревнитель церковного устава, делатель, молитвенник, пастырь. 
Tags: епископ Афанасий, календарь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments