ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Путь скорбей

О подвижничестве последних времен.
Очерки... Заключение



 


Однажды ученики преподобного Антония Великого, видя в пустыне безчисленное множество иноков, украшенных добродетелями и ревнующих о преуспеянии в святом отшельническом житии, спросили своего авву, долго ли это продлится. Человек Божий с воздыханием и слезами ответил им: «Придет время, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником; и, несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками («монах» значит уединенный)... Но будут в то время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить и не сотворил (Сир. 31, 11), нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей»[1]. 
Итак, уже древние отцы во время расцвета монашества предсказывали его оскудение, измену основной массы иноков духу истинного монашества, пришествие тех времен, когда «останется одна личина благочестия, сила же иссякнет». Однако они говорили, что и тогда сохранится, «как величайшая редкость, какой-либо остаток прежнего». 
Об оскудении - не только монашества, но и вообще подвижнического духа христиан, а вместе с тем и христианского духа в среде человечества - святые отцы свидетельствовали и в позднейшие времена. «Христианство, как Дух, - отмечал в свое время (середина XIX в.) святитель Игнатий (Брянчанинов), - неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его...»[2] Святитель говорит, что нет в основной массе христиан истинного решительного отречения от мира и энергии, порождаемой таковым[3]. 
Царство Мое не от мира сего, - говорит Господь (Ин. 18, 36). Всякая душевная привязанность к «миру сему» является препятствием к достижению Царства Небесного. Особое значение условие мироотреченности приобретает в связи с последними судьбами мира и пребывания Церкви на земле. «Многие имеют веровать в антихриста и станут славить его, как Бога крепкого, - пишет один блаженный инок. - Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо, имущим боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово: но не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия»[4]. И епископ Феофан Затворник пишет, что во времена, предшествующие антихристу, немалая часть христиан «будет по имени только правоверными, в сердце же не будет имать того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век» [5]. 
Однако древние отцы оставили и людям «последнего поколения» надежду спасения. Им даются крылья не огненные, но «слабые и немощные», которыми они смогут спасаться, хотя и «с большою скорбию». «Люди рода оного» не совершат тех подвигов, которыми взошли на небо древние святые, даже и вовсе не будут иметь дел, «но придет на них искушение, и оказавшиеся достойными в оном искушении окажутся выше» и древних подвижников, и следующих за ними[6]. 


[1] «Добротолюбие». Т. 1, М., 1895, с. 129.  
[2] Собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова) / Сост. игумен Марк (Лозинский). М.-Спб., 1995. Письма к мирянам. Письмо № 302.  
[3] Там же. Письмо № 559. 
[4] ИЗ писем Георгия, Затворника Задонского. Цит. по: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Поучение в понедельник 26-й недели, о Царствии Божием // Сочинения. Т. 4. Спб., 1886, с. 271.  
[5] Толкование посланий св. апостола Павла к Солунянам. М., 1895. 2 Сол., 2, 3-5, с . 309-310.  
[6] Древний патерик, 18.1 0, 11.


Литература здесь.
Tags: Древний патерик
Subscribe

  • Первая и великая заповедь

    Вершина подвижничества - христианская любовь. «Любовь есть порождение бесстрастия, которое есть цвет делания, - указывает авва Евагрий. -…

  • Область благочестия и правды

    О начале монашества, памятниках древней монашеской письменности и, в особенности, об «Изречениях отцов» Введение к…

  • Совершенное общение

    Очерки аскетики египетских подвижников IV-V вв. Очерк одиннадцатый Вершина подвижничества - христианская любовь. «Любовь есть порождение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments