Вот как это было.
В три часа нас привезли по третьему кольцу к Фрунзенской набережной, откуда, как мы думали, начиналась очередь, и сперва по ошибке (в темноте не разглядели), а потом и сознательно (не стали возвращаться к хвосту очереди) остановились у ближайшего "шлюза", в который мы и "влились" при переходе (особо строго контроля там не было, и на нас никто не обратил внимания). А потом оказалось, что этот шлюз движется от Воробьевых гор с 9 часов вечера... Я сперва вообще не поняла, где мы находимся, что, впрочем помогло не впасть в отчаяние и первое время "продержаться" - почему-то решила, что уже за Крымским мостом. А когда выяснилось что до Крымского моста еще идти и идти от "отстойника" к "отстойнику" с перерывами на более-менее непродолжительный принудительный "отдых", и что ближайший светящийся вдалеке мост - это еще не Крымский, а Хрустальный, то, признаться, пала духом - но было уже поздно. Мои спутники были настроены решительно, и ретироваться я не посмела (думая впрочем, что и их воодушевления ненадолго хватит). Путь по Фрунзенской набережной оказался самым большим испытанием. Крымский мост казался миражом, который удаляется по мере приближения к нему. Но за три часа такого вот движения, мы наконец до него добрались, и далее идти стало веселей, как бы второе дыхание открылось. Прочли в своей компании полунощницу и канон Божией Матери, а потом - каждый "келейно" молился как мог и бодрились вместе, было в общем весело. Мы в нашем шлюзе придумали способ передвижения перебежками и оценили его: когда шлюз открывают, мы наперегонки бежали к след. заграждению - это прекрасная разминка, которая и веселит и согревает. Думали, что это исключительно наше изобретение, спросили полиционера - оказалось, что бегают все и все при этом считают, что они одни только бегают... Дело в том, что бежали не все в шлюзе, последние немощные "овцы" шли, и из следующего шлюза создавалось впечатление, что предыдущие все идут... По Пречистенской набережной движение оживилось, за час дошли до Соймоновского проезда и повернули к храму. Оставшиеся два часа нашего движения и стояния прошли незаметно. Вообще нужно заметить, что время мы правильно рассчитали, полагая, что надо попасть в храм до 8-9 часов утра (и наивно думая добраться туда м.б. еще и раньше, часа за 3-4). Мы вошли в храм в 9 часов, и в это время ни "детской", ни "вип", ни прочих дополнительных очередей практически не наблюдалось, и поэтому двигались сравнительно быстро. Грубости никакой не встречали, все очень милые, доброжелательные, включая полицейских, все взаимно друг другу сочувствуют, помогают советами и чем могут, полевые кухни (настоящие, на дровах), чай, теплые автобусы, туалеты - все что нужно для такого рода подвижничества... Стоят скорые, по Москве-реке курсирует катер. В храме очень хорошо, никто не гонит, не толкает, в принципе можно задержаться и постоять перед (после - уже проблемно) проходом под ковчегом, который установлен на возвышении так, что человеку среднего роста до него можно дотянуться рукой (а кто пониже - подпрыгнуть :) ) (так теперь там организовано поклонение святыне - все проходят под ковчегом). Перед святыней служится молебен, когда мы вошли в храм, то служили братия из Липецкой епархии во главе с Вл.Никоном. Мы запаслись ленточками, которые можно было, намотав на руку, приложить снизу к ковчегу. Впрочем, на выходе раздавали и оригинальные ватопедские пояски с описанием, их можно было, в принципе, взять и несколько (для тех близких и друзей, кто сюда не попал), хотя это не рекомендовалось служителями.
Два часа отдыха оказалось достаточно, чтобы восстановить силы и быть способным к продолжению житейской суеты.
Теперь несколько помыслов на эту тему. Критические мысли я заведомо не принимала всерьез, понятно, что это событие можно рассматривать в разных ракурсах. Все зависит от нашего помысла, каков он - добрый или худой. Эта святыня не впервые износится с Афона, ее вывозили на поклонение в Грецию, наверное, и не один раз. В России - и это сразу бросается в глаза - настоящее столь массовое, можно сказать, всенародное поклонение ей - событие совершенно неординарное и неоднозначное. Ведь по сути - это поклонение Божией Матери, каковы бы ни были частные мотивы людей. Все Россия приходит на поклонение Матери Божией, прикоснуться к Ее одеждам в надежде на Ее помощь. Подвижническое стояние людей, да и то, что им хватает на это сил - факт удивительный. Благодать святыни для многих - очевидна!
Второе: по некоторым признакам можно судить, что это паломничество было для меня небезразлично духовно, потому что когда собиралась - в голову лезла всякая навязчивая муть, потом я, проявляя досадное греховное малодушие, хотела "свалить", но безуспешно, наконец, все это имело добрый конец, как в сказке, и в целом нужно признать, что сложилось по милости Божией и Матери Божией, это и внутренне как-то очевидно...
И, наконец, все же немного негатива, совсем немного. В этой очереди народ стоит сам по себе, без пастырей, хотя где-то они м.б. и есть, и даже появляются, но не как "подобострастные нам человеки" (при нас, ночью, впрочем, не было ни одного). Пастыри проходят своим, особенным путем, у них своя жисть, свой мир, и это в целом можно понять, но... Впрочем, такова и вся наша в основном церковная реальность - у пастырей своя жизнь, они в своем мире, со своей по преимуществу вип-паствой, а народ сам по себе, ищет помощи свыше - и получает! Впрочем и все прочие, вероятно, просят и получают...
Так что за все слава Богу!