ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Еще немного о благодати

Уже прошло 12 лет, как я познакомилась с матушкой Антонией. Это знакомство стало тогда как бы глотком воды в пустыне. Нельзя сказать, что я колебалась в вере, но очень насущно было увидеть ту "иную", благодатную реальность, которой живет вера, иными словами, подобно апостолу Фоме, как бы прикоснуться к благодати. Иначе все мое пребывание в Церкви казалось совершенно бессмысленным. Очень хорошо понимаю, что любопытство Фомы было отнюдь не праздным... 
Некоторое время мне пришлось жить в строящемся скиту в Рязанской области. В этих местах, как говорили местные жители, было три "столпа до небес", иными словами, три молитвенника и предстателя пред Богом. Одним из "столпов" и была м.Антония. Жила она в деревне в 15 км от скита, и сходить хотя бы раз к ней пешком считалось делом благочестия. Естественно, я выбрала время и отправилась. Часть пути действительно прошла пешком, часть - на попутных каких-то машинах. Матушка жила в простом деревенском доме без электричества, колодец у ворот, огородик, по той же улице в конце - строящийся храм, священник которого навещал м. Антонию, а она помогала восстанавливать храм - сколько могла, от приношений.
Люди шли к ней непрестанно, приезжали из окрестных мест и из мест подальше, за утешением и за советом. У нее было келейница, точнее помощница, Татьяна, которая каждый день готовила для гостей обед - щи и картошку "в мундирах", также на столе были овощи, к чаю - булки и варенье. Все это в основном привозили сами же паломники. Так и беседовали - за трапезой, которая, несмотря на простоту, была очень вкусной.


Фотография только такая нашлась - м.Антония с братией, из книжки.

М.Антония была инвалидом от рождения, маленького росточка, ножки плохо ходили. Родилась она, кажется, в этой же деревне или в соседней, где был храм и жили ссыльные монахини. Вот они-то ее и воспитали, в храм она ходила с детства, пела и читала на клиросе. Что было потом - я не знаю, да и вообще мало о ней знаю, к сожалению. Знаю, что у нее был старец-духовник, который уже умер, и принимает людей она по его благословению, вопреки своему желанию - ибо она хотела жить уединенно, принять схиму.
Ну вот, добралась я тогда до нее, поела щей и картошки, о чем беседа была - уже не помню, помню только что назад мне матушка "вызвала" машину - конечно, ненарочно, случайно. Случились какие-то попутчики и довезли меня почти до самого скита.
Была я у нее несколько раз, один раз - с ночевкой (это было возможно). Домик маленький - одна большая комната, где молились и спали, прихожая, она же трапезная, где гостей кормили (сама матушка непонятно когда ела и ела ли вообще - какие-то крохи брала от стола...), и коридор-кухня. Еще в глубине чуланчик. Вечером в 4 часа служили вечерню, потом непродолжительный досуг, можно почитать, поговорить - света-то нет, при свечах все. Помню, как матушка укоряла Татьяну, что она слишком много беседует с соседями и вообще с людьми, пересуды, а наше (монашеское т.е.) дело - молиться, быть с одним Господом всегда. Поговорили сколько необходимо - и опять поспешить во внутреннюю келью. Сердце не должно принадлежать земле, но Господу... Как-то так она говорила, точно конечно ее слова мне не вспомнить и не передать. Но дело не в словах, это были вообще не простые слова, а сама жизнь, так жила м.Антония. Я поняла, что утешение и наставление людей - это для нее нелегкий каждодневный крест, который она несет за благословение, и который такой немощной маленькой старушке (в чем душа держится) возможно понести не иначе как благодатью Божией... Спать ложились рано, но и вставали рано - в 4 часа, и молились часов до 10: утреня, полунощница, псалтирь, акафисты, много помянников, я уже не помню точно что еще и в какой последовательности. В общем устав несколько своеобразный (как и у других знакомых мне старых монахинь, которые совершали каждодневные службы дома). Утром я трудно просыпаюсь, и поэтому на матушкином богослужении была полусонной. Читала в основном Татьяна, а м.Антония молча молилась рядом или читала про себя помянники. Мне предложили почитать Псалтирь - я конечно согласилась. И тогда пришлось мне пережить такой вот отрицательный "благодатный" (можно бы и без кавычек, потому что благодать ведь по разному действует - на праведников - так, на грешников иначе) опыт. На второй кафизме неожиданно я почувствовала, что мои челюсти каменеют, так что я едва могла передвигать ими, чтобы произносить слова. Это было совершенно не смешно, казалось - еще чуть чуть, и я превращусь в соляной столп... Но тут матушка посреди кафизмы меня остановила - и все прошло. Дослужили мы утренний чин молитв, приготовили обед, приехали какие-то люди, к вечеру я стала собираться домой... Разговоров особых у меня с м.Антонией не было. Когда ябывала у нее бывала, то обычно сперва ела щи и картошку, потом пила чай, а потом приходили люди... Только однажды матушка сказала мне такую вещь, которая обличила ее духовную проницательность...
Потом я уехала из скита и не была там несколько лет. Когда случилось вновь побывать там, то захотела навестить м. Антонию, хотя говорили, что она болеет и почти никого не принимает. С тех пор много воды утекло, в частности, я слышала, что как-то изменились отношения братии с матушкой, как бы духовные пути разошлись. Но кто-то продолжал навещать ее, дорога была накатана. И я поехала. Приняли меня радушно - все те же щи и картошка в мундирах... Неожиданно матушка разговорилась, видно, наболело, она сказала: вот, говорят, что я осуждаю, что не права, но я не осуждаю, а говорю сущую правду... Речь шла о нашем времени. У м.Антонии, как и у многих таких уединенных подвижников и молитвенников, не было оптимизма в отношении происходящих событий - как в мире, так и в Церкви...
В последнее время я стала думать, как бы опять повидаться с матушкой Антонией... Но тут узнала, что оказывается, она прошлым летом умерла. Царство Небесное!
Subscribe

  • Маленькое приношение ко дню память свт. Филарета, митр. Московского

    История русского Синодального перевода Нового Завета Оглавление 1. Введение. Проблема перевода Священного Писания. 2. Русский перевод Нового Завета…

  • Архимандрит Серафим

    Завтра, 14 февраля по н./ст., память архимандрита Серафима (Климкова), в схиме Даниила (+ 1970). В свое время много о нем слышала и читала его писем,…

  • Еще одно письмо

    Дор[огой] и гор[ячо] люб[имый] Владыка! Продолжаем свое путешествие. Прощание смилым, дорогим Миценчеймом. Новые впечатления. Огромный готический…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments