ieris_m (ieris_m) wrote,
ieris_m
ieris_m

Categories:

День Господень

Предисловие к повести Т.Веронина

Когда облако скрыло вознесшегося с вершины Елеонской горы Иисуса, ангелы предстали пред застывшими в недоумении и печали апостолами и сообщили им радостную весть о том, что Спаситель вернется, что Он придет еще раз на землю – придет таким же образом, как они видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 9–11). С тех пор христиане не перестают ждать Его Второго пришествия – а вместе с ним и конца этого мира. Ожидание это никогда не покидало людей, но разным бывало настроение этого ожидания. Нередко конец представлялся в зловещих красках, в нем видели в первую очередь крушение, гибель, катастрофу. Но были люди – святые угодники Божии, – которые видели в этом неминуемом конце свет и радость. Ведь конец мира – это вместе с тем и Второе пришествие Спасителя, это чаемая встреча со Христом, это «иного жития, вечного, начало», когда явятся, по словам апостола Иоанна, новое небо и новая земля (Откр. 21, 1). И не станет уже ни болезни, ни печали, ни воздыхания, зло будет побеждено, божественная правда и мир восторжествуют.

– Ей, гряди, Господи Иисусе! – так взывали первые христиане вслед за тайновидцем Иоанном (Откр. 22, 20). Они были уверены: Христос придет уже сейчас, в их время, счет идет на годы, если не на месяцы



– так что апостол Петр вынужден был вразумлять нетерпеливых, замечая, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет как один день, а причина кажущегося медления – долготерпение Бога, не желающего, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2 Пет 3, 8–9). Апостол Павел также рассчитывал увидеть пришествие Господа во славе уже в этой жизни, он писал: Мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, восхищены будем на облаках в сретение Господу (1 Фес. 4, 16–17). И ожидал он, конечно же, не явления человека греха, сына погибели (2 Фес. 2, 3), не ужасов последних времен – хотя и о них предупреждал он, утверждая своих учеников в вере и истине, укрепляя в терпении… Апостол чаял исполнения своей надежды на новую и окончательную встречу с Тем, Кто явился ему некогда на дороге в Дамаск, дышащему угрозами и убийством на последователей нового учения о воскресшем Иисусе (Деян. 9, 1). И вот – Сам Воскресший настиг его на этом пути, и эта встреча изменила всю его жизнь, наполнив ее благодатью, истиной, радостью о Христе Воскресшем, изменила и его самого, посеяв в душу семя новой жизни, сделав из фарисея-ревнителя Савла апостола Павла. Каково же будет Его Второе обетованное пришествие на землю и слава Его бесконечного Царства!

В наше время эсхатологические ожидания человечества только усиливаются, однако в них все больше преобладает темная, катастрофическая сторона. Это происходит потому, что современная секулярная эсхатология все более отрывается от библейско-христианских корней. Ожидание конца света перестает быть радостным предчувствием встречи с Богом. Разного рода художественные произведения, в особенности продукция киноиндустрии, культивируют в массовом сознании давящее представление об апокалипсисе как апофеозе всеобщей гибели.

Одна из важнейших целей новой книги православного писателя Тимофея Веронина – показать, что при всей своей трагичности и кажущемся пессимизме (Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? – Лк. 18, 8) христианские пророчества о конце мира хранят в себе таинственную радость и донести до современных читателей – и юных, и постарше – новозаветное свидетельство о том, что подлинные вера, надежда и любовь никогда не угаснут, они будут светить в людях до последних мгновений бытия этого мира (ср. 1 Кор. 13; 8,13), что врата ада не одолеют Церковь (Мф. 16,18).

Господь украсил конец земного дня закатным сиянием, красота которого не перестает удивлять и утешать наши усталые от дневной суеты души. Украсит Он и конец земной истории. Эти страшные последние дни в преддверии великого и славного дня Господня (Деян. 2, 20) будут озарены неизреченной трепетной красотой и согреты лучащейся радостью. И эти неотмирная красота и непреходящая радость струятся сквозь строки увлекательной повести о приключениях мальчика Коли и его семьи в дни торжества тайны беззакония (2 Фес. 2, 7).

Язык художественных образов и жанр «несерьезной» приключенческой повести делают произведение привлекательным и доступным для людей современного сознания – ведь все мы с трудом уже способны воспринимать «твердую пищу» святоотеческих писаний, и многим из нас, особенно молодым, бывает нужно молоко беллетристического иносказания. Вместе с тем автор касается сокровенных таинственных предметов веры с необходимым духовным тактом, который дает только подлинная глубокая вера и благоговение к священному Преданию Церкви. 

Повесть названа «нефантастической» – потому что перед нами не фантазия в чистом виде; повесть вдохновлена новозаветной книгой Откровения и христианскими преданиями о последних днях вселенной и проникнута верой в то, что ничто не остановит и не разрушит непреложных определений и обетований Божиих. Господь грядет скоро, грядет неукоснительно... Но это и не реалистическое повествование, если можно говорить о реализме эсхатологичеких предсказаний. Автор не стремился к точному соответствию сюжета тем или иным свидетельствам Апокалипсиса и их толкованиям, освященным многовековой церковной традицией, – которые, впрочем, ввиду образности и таинственности этой книги, весьма многообразны, от буквально-исторических до глубоко символических. Например, в повести не выдерживается одно из конкретных  свидетельств Откровения о том, что царство зверя продлится три с половиной года. Неточно описывается и судьба двух свидетелей Господних (Откр. 11, 3), которые должны явиться прежде наступления предреченного великого и славного дня (Деян. 2, 20)… В сюжете повествования нашли отражение и христианские предания более поздних времен, в частности, принадлежащие нашей отечественной традиции. И – во множестве – симптоматические черты современного мира, так живо напоминающие страшные образы и видения Апокалипсиса, – то, чему все мы уже и сейчас являемся непосредственными свидетелями… 

Не стоит видеть в этом увлекательном рассказе попытку сколько-нибудь достоверно, «пророчески» изобразить будущее, – по мысли автора, это не более чем притча. Грядущие апокалипсические времена будут, конечно же, совсем другими, не такими, как в этой повести, и не такими, как вообще может нарисовать ограниченное человеческое воображение. Но несомненно, что и в эти последние дни мира, как и во дни пророка Илии, Господь сохранит Себе остаток верных (Рим. 11, 5). Непременно найдутся сердца, стремящиеся ко Христу, испытывающие духовную жажду, ищущие вечного и живущие не хлебом единым (ср. Мф. 4, 4) несмотря на всеобщее отступление, неверие, забвение Царства Небесного. О таких сердцах эта книга. 

<...>


Tags: апокалипсис, разное
Subscribe

  • Харисма власти...

    Оригинал взят у kalakazo в Харисма власти... Второй этап церковного служения у Лидии Александровны Мейер начался, когда ей было уже под…

  • Ради Меня и Евангелия...

    ...Постоянно читая у евангелистов ответ Иисуса Христа на вопрос апостолов о том, что же получат они за их следование за Ним, совершенно ясно видишь…

  • (no subject)

    Различие мировоззрений Л.А. и м.Екатерины я почувствовала вскоре, что говорят, "на своей шкуре", явившись в Сергиев Посад как…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments